«АвтоВАЗ» хочет увеличить экспорт в 1,5 раза

Автоконцерн рассчитывает, что российские продажи будут увеличиваться вместе с рынком, рост которого прогнозируется на уровне 4%
В 2017 г. «АвтоВАЗ» рассчитывает расти вместе с рынком
В 2017 г. «АвтоВАЗ» рассчитывает расти вместе с рынком / М. Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ» подтвердил намерение удержать в 2017 г. долю на рынке легковых автомобилей на уровне 20%. Об этом сказали президент автоконцерна Николя Мор и исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу Ян Птачек. Ассоциация европейского бизнеса считает, что у рынка легковых автомобилей и LCV «есть потенциал закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту», который может достичь 4%. Мор и Птачек с этим прогнозом согласны. Рынок поддержит помощь государства, добавил Мор.

В прошлом году Lada чувствовала себя лучше рынка. Продажи марки сократились на 1% до 266 296 шт. (весь рынок – на 11%). «АвтоВАЗу» помогли новинки – седан Vesta и высокий хетчбэк Lada Xray: план их продаж был перевыполнен, доволен Птачек. Новые модели появятся и в этом году: во второй половине – универсал Vesta и его cross-версия. Они, как и седан, будут выпускаться в Ижевске. Переносить производство Vesta в Тольятти не планируется, сказал Мор.

Деньги для «АвтоВАЗа»

В декабре 2016 г. «АвтоВАЗ» провел допэмиссию на 26,1 млрд руб. Часть акций купила Alliance Rostec Auto B.V. (СП альянса Renault-Nissan и госкорпорации «Ростех»), 24%-ный пакет – Renaissance Securities (Cyprus) Limited. «Renault была готова вложить сумму до 25 млрд руб., но этого не потребовалось, поскольку цель открытой подписки – позволить «АвтоВАЗу» привлечь необходимые денежные средства – достигнута», – сказал представитель Renault. «ИК «Ренессанс капитал» органично дополнит пул акционеров АвтоВАЗа», – добавил представитель «Ростеха». Представитель ИК «Ренессанс капитал» от комментариев отказался. Мор в четверг сообщил, что ему не известны намерения нового акционера. Беспалов считает, что компания вошла в капитал «АвтоВАЗа» скорее всего в интересах Renault.

Расширение семейства Vesta вряд ли позволит ему опередить по продажам лидера модельного ряда Lada – Granta, говорит Птачек. Возможно перетекание клиентов внутри модельного ряда Lada, но, в принципе, оба семейства имеют своего покупателя и находятся в разных ценовых сегментах – новинки, прежде всего Vesta Cross, будут в числе самых дорогих автомобилей Lada, пояснил он. В конце 2016 г. Мор говорил, что cross-версия универсала Vesta будет стоить «чуть-чуть больше 800 000 руб.». Для сравнения: седан Granta без дополнительных опций и акций стоит в России 389 900–572 400 руб., по данным сайта компании.

Экспорт автомобилей Lada в этом году планируется увеличить минимум на 50% до 30 000 шт., прежде всего за счет стран СНГ, продолжает Птачек. Эти цифры учитывают как готовые машины, так и машинокомплекты, уточнил он. Крупнейшая сборочная площадка «АвтоВАЗа» за пределами России – в Казахстане, на мощностях группы «Бипэк авто – Азия авто». В 2016 г. из-за введенного в Казахстане утилизационного сбора на импортные машины «АвтоВАЗ» отказался от поставок из России в пользу местной сборки – теперь здесь выпускаются все основные модели Lada. В 2017 г. в Казахстане планируется собрать около 10 000 автомобилей Lada, говорил президент завода «Азия авто» Ерик Сагымбаев.

«АвтоВАЗ» планирует развивать и поставки в страны дальнего зарубежья, в том числе в Европу: например, в ближайшие недели начнется отгрузка Vesta в Германию, сообщил Птачек. План продаж он не раскрыл. За девять месяцев 2016 г. экспорт автомобилей Lada в Европу вырос на 123,3% до 3857 шт., говорится в квартальном отчете «АвтоВАЗа». Государство поддерживает экспорт, субсидируя часть затрат на логистику, адаптацию, сертификацию российских машин, но сколько на это будет выделено в 2017 г., не ясно, сказал человек, близкий к «АвтоВАЗу». Программа объединена с поддержкой экспорта других несырьевых отраслей, и пока известна только предварительная общая сумма – 26 млрд руб.

«АвтоВАЗ» недорого

Автоконцерн
Основной акционер – Alliance Rostec Auto B.V. (64,6% капитала, СП «Ростеха» и альянса Renault-Nissan).
Капитализация – 51 млрд руб.
Выручка (МСФО, 9 месяцев 2016 г.) – 130,5 млрд руб.,
Чистый убыток – 34,2 млрд руб.

Рост российского автомобильного рынка в ближайшие годы будет умеренным и в этих условиях «АвтоВАЗу» для загрузки мощностей нужно развивать экспорт и как минимум сохранять долю на рынке, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. «АвтоВАЗ» способен выпускать около 1 млн автомобилей в год. В 2015 г. было произведено почти 360 000 автомобилей Lada, Renault и Nissan, следует из годового отчета компании (без учета автозавода в Ижевске и машинокомплектов). По итогам 11 месяцев 2016 г. выпущено около 241 700 шт., по информации человека, знакомого с менеджерами компании. «АвтоВАЗ» убыточен, но и при условии развития продаж, сокращения издержек и сохранения валютных курсов компания может стать безубыточной на операционном уровне уже по итогам 2017 г., считает Беспалов. Ранее компания сообщала, что планирует сделать это в течение двух лет.

В 2017 г. «АвтоВАЗ» рассчитывает расти вместе с рынком