Экспорт «АвтоВАЗа» рухнул на треть

Продажи подкосило решение Казахстана ввести утилизационный сбор для импорта. «АвтоВАЗ» пытается развивать экспорт в дальнее зарубежье
«АвтоВАЗ» снизил в 2016 г. экспорт на треть, а в следующем году хочет вернуться как минимум на уровень 2015 г.
«АвтоВАЗ» снизил в 2016 г. экспорт на треть, а в следующем году хочет вернуться как минимум на уровень 2015 г. / М. Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ» в 2016 г. поставил на экспорт около 20 000 автомобилей, рассказал президент «АвтоВАЗа» Николя Мор (его слова передали «Интерфакс» и ТАСС). Это на треть меньше, чем было экспортировано автоконцерном в 2015 г.

Весной директор «Lada Ижевск» Михаил Рябов допускал, что экспорт Lada в 2016 г. может увеличиться до 50 000 машин. Но за девять месяцев экспортная выручка «АвтоВАЗа» сократилась на 45% до 4,27 млрд руб. по РСБУ. Причину Мор объясняет прежде всего введением Казахстаном утилизационного сбора на ввозимые автомобили. Чтобы нормализовать поставки в Казахстан, «АвтоВАЗ» свернул поставки готовых машин и переключился на экспорт машинокомплектов. В течение года российский автоконцерн локализовал в Казахстане сборку основных моделей на мощностях «Азия авто». В 2017 г. здесь планируется собрать около 10 000 автомобилей Lada, включая 4000–5000 седанов Vesta и высоких хетчбэков Xray, говорил президент «Азия авто» Ерик Сагымбаев. Параллельно «АвтоВАЗ» собирается развивать экспорт в страны дальнего зарубежья. В целом в следующем году «АвтоВАЗ» планирует увеличить поставки за рубеж «минимум на 50%», сказал в среду Мор. То есть примерно до 30 000 машин. Планируемый 50%-ный рост Мор называл и раньше, но тогда не было понятно, каким будет базовый уровень 2016 г.

Помимо «АвтоВАЗа» экспорт в 2017 г. рассчитывают увеличить группа ГАЗ, Ульяновский автозавод. «Камаз», напротив, планирует снизить поставки с 6500 в 2016 г. до 6000 шт. в 2017 г. Это связано со все еще низким спросом на коммерческие автомобили на рынках СНГ, пояснял гендиректор «Камаза» Сергей Когогин.

Компании развивают экспорт, чтобы увеличить загрузку мощностей в России. Из-за сократившегося с 2013 г. вдвое рынка мощности используются в среднем на 40–45%, по данным Минпромторга. Правительство поддерживает экспорт. В 2016 г. на субсидирование части затрат при поставках продукции автопрома за рубеж было выделено 3,3 млрд руб., но позже сумму сократили. Программа была утверждена только осенью плюс не все расчеты были завершены в этом году, говорит сотрудник одного из автоконцернов. В 2017 г. на поддержку экспорта предполагается выделить 26 млрд руб., сказал 19 декабря министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Это общие расходы по разным отраслям и сколько придется на каждую из них, не ясно, говорят сотрудники двух автопроизводителей. По их словам, автоконцерны рассчитывают примерно на 6 млрд руб.

«АвтоВАЗ» снизил в 2016 г. экспорт на треть, а в следующем году хочет вернуться как минимум на уровень 2015 г.