Капитализация «АвтоВАЗа» резко выросла
Аналитики связывают это с рекапитализацией компанииВо вторник, 24 января, акции «АвтоВАЗа» на Московской бирже резко подорожали. По итогам торгов обыкновенные акции выросли на 10% до 12,74 руб., привилегированные – на 17,9% до 6,25 руб. В течение дня рост по префам доходил почти до 34%. Капитализация «АвтоВАЗа» составила 63,1 млрд руб.
Объявлений, громких новостей, связанных с «АвтоВАЗом», в понедельник и вторник не было. Трейдер говорит, что на рынке ходят разговоры о том, что акциями «АвтоВАЗа» якобы заинтересовались НПФ, но какие именно – не пояснил. Человек, близкий к акционерам, про интерес НПФ не знает. Рост акций «АвтоВАЗа» он объясняет общим ростом рынка (индекс ММВБ во вторник увеличился на 1,33%. – «Ведомости») и тем, что инвесторы поверили в рекапитализацию «АвтоВАЗа». Она проводится для улучшения финансового состояния предприятия, которое в 2015 г. получило рекордный чистый убыток по МФСО в размере 74 млрд руб. Первый этап завершился в декабре 2016 г. – компания привлекла за счет допэмиссии 26,1 млрд руб. Из них около 11 млрд руб. – от компании Renaissance Securities (Cyprus) Limited, которая получила 24% акций «АвтоВАЗа». «Renault была готова вложить сумму до 25 млрд руб., но этого не потребовалось, поскольку цель открытой подписки – позволить «АвтоВАЗу» привлечь необходимые денежные средства – достигнута», – пояснял «Ведомостям» представитель компании. А представитель «Ростеха» отмечал, что «ИК «Ренессанс капитал» органично дополнит пул акционеров «АвтоВАЗа» и привнесет в компанию финансовые и инвестиционные компетенции, необходимые для реализации программы развития до 2020 г.». Президент «АвтоВАЗа» Николя Мор говорил, что ему не известны планы нового акционера. До июля 2017 г., на втором этапе рекапитализации, «Ростех» конвертирует в акции «АвтоВАЗа» 51 млрд руб. долга перед ним, альянс Renault-Nissan – около 34 млрд руб., говорил гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов. Долг перед «Ростехом» будет конвертирован с 40%-ным дисконтом, пояснял представитель. На конец сентября 2016 г. чистый долг «АвтоВАЗа» по МСФО составлял около 103,8 млрд руб.
Аналитик «Метрополя» Андрей Рожков предполагает, что на рынке происходит скупка акций «АвтоВАЗа» в интересах Renault или его СП с «Ростехом», с ними он связывает и появление в числе акционеров «АвтоВАЗа» компании Renaissance Securities. Это поможет, например, собрать в общей сложности 95% акций ВАЗа и объявить принудительный выкуп, рассуждает он. Другим объяснением могут быть некие договоренности о последующей покупке пакета Renaissance Securities французским концерном или его СП с «Ростехом» – например, будущая сделка каким-то образом связана с рыночной ценой акций «АвтоВАЗа», говорит Рожков.
Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов считает, что Renaissance Securities купила акции «АвтоВАЗа» в интересах Renault, чтобы, например, избежать оферты на переходном этапе рекапитализации. И допускает, что итогом станет формирование 95%-ного пакета акций «АвтоВАЗа» (через Alliance Rostec Auto B.V., к примеру) и последующий принудительный выкуп. Но для этого варианта сейчас скупать акции с рынка не нужно – хватит тех, что уже есть и будут выпущены в рамках второй допэмиссии для конвертации долга, отмечает эксперт. Да и незачем разгонять цены перед возможной офертой, добавляет он. У акций «АвтоВАЗа» низкая ликвидность, рекапитализация еще не завершена и все ее условия неизвестны, поэтому, скорее всего, резкий рост акций связан со спекулятивными сделками мелких игроков, думает Беспалов. Префы подорожали больше, поскольку они дешевле обыкновенных и тоже голосующие – компания не платит дивиденды, отмечает он. Росту способствует и общая ситуация на автомобильном рынке, отмечает Беспалов: продажи легковых автомобилей в России, которые с 2013 г. сокращались, в текущем году могут вырасти, плюс государство решило продолжить поддержку рынка. На этом фоне растут акции и других российских автопроизводителей, напоминает он. Во вторник на Московской бирже обыкновенные акции «Камаза», например, выросли на 5,34%, «Соллерса» – на 2,68%.
Представители «АвтоВАЗа», Renault, «Ростеха» и ИК «Ренессанс капитал» на вопросы «Ведомостей не ответили.
В подготовке статьи участвовал Виталий Петлевой