Экспорт автомобилей из России в 2017 году может удвоиться
Этому поможет продолжение госпрограммы поддержки экспортаВ 2016 г. из России будет экспортировано, по предварительной оценке Российского экспортного центра (РЭЦ), около 60 000 автомобилей различных брендов, в 2017 г. эта цифра может почти удвоиться до 105 000-110 000 шт., а в перспективе нескольких лет - дойти до 250 000-300 000 машин. Об этом рассказал гендиректор РЭЦ Петр Фрадков на конференции «Ведомостей» «Автоэволюция-2016», которая проходит в пятницу в Калуге.
Ранее о планах увеличить в 2017 г. экспорт говорили, в частности, президент «АвтоВАЗа» Николя Мор (на 50%) и гендиректор «Камаза» Сергей Когогин (на 10-15%). Наращивают экспорт группа ГАЗ, УАЗ и автозаводы, построенные иностранными автоконцернами.
Экспорт нужен для увеличения загрузки автозаводов, страдающих от сокращения российского рынка (с 2012 г. он сократился вдвое. - «Ведомости»), и сохранения конкурентоспособности выпускаемой в нашей стране продукции, говорит Фрадков. По его мнению, большой потенциал для развития экспорта автомобилей из России у стран АСЕАН, Латинской Америки и проч.
В этом году на поддержку экспорта автомобилей (субсидирование части транспортных расходов, затрат на адаптацию и сертификацию машин и компонентов) правительством выделено 3,3 млрд руб. Программа новая и была утверждена недавно, поэтому деньги пока не потрачены, говорит Фрадков. Но до конца года вся сумма будет освоена автопроизводителями, уверен он. По его словам, программу планируется продолжить и в 2017 г. Стоимость программы пока не утверждена, но предполагается, что она будет больше, чем в текущем году, отмечает Фрадков.
Объем господдержки экспорта продукции автопрома в 2017 г. с учетом всего комплекса мер, включая поддержку торгово-выставочной деятельности, может увеличиться в 2-3 раза, сказал Фрадков «Ведомостям».
Российские автозаводы вряд ли так быстро выйдут на объем экспорта в 110 000 автомобилей - это скорее перспектива 2018 г., считает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Для 2017 г. более реальны поставки на уровне 70 000-80 000 шт., считает он. Такими же темпами экспорт будет расти и дальше, причем не за счет одного-двух экспортных рынков, а небольших рынков, но в большом количестве, думает Целиков. Господдержка будет поддерживать рост экспорта, но многое будет зависеть от политических шагов России - ухудшение международных отношений может закрыть для российской продукции те или иные рынки, предупреждает он.
По итогам 2016 г. российский автомобильный рынок может сократиться на 13% до 1,3 млн автомобилей, в 2017 г. - вернуться на уровень 2015 г. (1,5 млн машин), прогнозирует «Автостат». Но не исключен и взрывной рост - до 1,8 млн шт. в 2017 г. и до 2,5 млн шт. в 2019-м, допускает агентство. Предпосылки для этого есть, отмечает Целиков: накопившийся за время кризиса отложенный спрос на автомобили, необходимость замены автомобилей, вероятный рост цен на нефть и укрепление рубля.
Президент ассоциации «Российские автодилеры» Владимир Моженков считает, что рынок еще не нащупал дно и признаков возобновления роста продаж пока нет.
Но даже в случае роста внутреннего рынка российские автопроизводители будут заинтересованы в наращивании экспорта, уверен Целиков. Заводы еще долго будут недозагруженными - суммарные мощности превышают 3 млн машин в год, напоминает эксперт. К тому же российский авторынок, как и экономика страны, - цикличен и после 2019 г. может опять начать падать.