Автопроизводители готовятся к Brexit

Компании надеются на сохранение беспошлинной торговли между ЕС и Великобританией
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в июне 2011 г. осматривает в Лондоне на Даунинг-стрит Nissan Qashqai, в запуск производства которого в стране японская компания инвестировала дополнительно 192 млн фунтов стерлингов
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в июне 2011 г. осматривает в Лондоне на Даунинг-стрит Nissan Qashqai, в запуск производства которого в стране японская компания инвестировала дополнительно 192 млн фунтов стерлингов / Alastair Grant / AP

Автопроизводители призывают политиков сохранить беспошлинную торговлю между ЕС и Великобританией после голосования за Brexit. Компании и аналитики предупреждают, что продажи и производство машин на втором по величине автомобильном рынке Европы окажутся под ударом.

Автомобильная промышленность Великобритании испытывала сильный подъем в последние годы, но предприятия отрасли в основном принадлежат иностранным компаниям. Японские Nissan, Toyota и Honda имеют автозаводы в Англии, созданные в основном для экспорта в ЕС. Немецкая BMW владеет марками Mini и Rolls-Royce, Volkswagen Group - Bentley. Европейское подразделение General Motors, Opel продает машины в Великобритании под британской маркой Vauxhall. Индийская Tata Motors владеет крупнейшими по производству британским марками Jaguar и Land Rover.

Авторынок Соединенного Королевства

Авторынок Великобритании занимет второе место в Европе после Германии: в 2015 г. продано 2,62 млн легковых автомобилей (+6,3%) и 427 903 грузовика (+16,7%), во всем Евросоюзе - 13,71 млн (+9,3%) и 2,08 млн (+12,4%) соответственно, данные ACEA.

После объявления итогов голосования BMW предупредила о «периоде неопределенности», но сказала, что не будет проводить никаких срочных изменений своих операций в Великобритании. Многие условия поставок на европейский рынок теперь придется заново пересматривать, заявила BMW. «Мы не можем ничего сказать о последствиях для наших операций в Великобритании, пока не будут согласованы новые нормативные и законодательные условия», - цитирует заявление немецкого автопроизводителя Reuters.

Для Opel важно, чтобы Великобритания после выхода из ЕС осталась частью Европейской экономической зоны (EEA) для обеспечения свободного перемещение товаров и людей в пределах Европы, сообщила компания. EEA открыта для государств - членов ЕС и не входящих в ЕС стран из Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA), в которую входят Швейцария, Норвегия и Исландия.

Ford Motor пока не менял инвестиционные планы, но будет «принимать любые меры, необходимые для сохранения конкурентоспособности своего европейского бизнеса», сообщила компания. У Ford три завода в Великобритании, выпускающих двигатели и коробки передач.

Британская компания Aston Martin, производитель дорогих спортивных автомобилей, призвала британское правительство обеспечить беспошлинный доступ на рынки ЕС. Гендиректор Энди Палмер сказал, что компания теперь будет ориентировать бизнес в контексте «рыночной волатильности, которая может существовать в течение переходного периода». Более слабый фунт должен частично компенсировать повышенную нестабильность, сказал он Reuters.

Акции Tata Motors упали в пятницу на 12%, показав самое большое снижение с 2012 г. Около 20% глобальных продаж Jaguar Land Rover (JLR) приходится на Европу. Tata сообщила в пятницу, что сохранит все производственные площадки и решения об инвестициях. «Европа является ключевым стратегическим рынком для нашего бизнеса. Мы по-прежнему абсолютно привержены нашим клиентам в ЕС», - сообщила компания.

Некоторые руководители компаний говорят, что могут заморозить или приостановить инвестиции в Великобритании из-за Brexit. «У нас нет никакого выбора, кроме как стать более осторожными в решениях об инвестициях, в том числе о производстве новых или значительно модифицированных моделей в Великобритании», - сказал источник Automotive News Europe в одном из азиатский автопроизводителей с производствами в стране. Другой источник в глобальном автопроизводителе сказал, что главным вопросом и «основной неизвестной» является то, какие будут заключатьсмя торговые соглашения с ЕС.

Экспорт из Великобритании в ЕС сейчас свободен от налогов и пошлин. В понедельник Toyota предупредила своих сотрудников, что выход Великобритании из ЕС может привести к сборам до 10% на изготовленные в Британии автомобили. Toyota произвела около 190 000 автомобилей в стране в 2015 г. Из них 75% было отправлено в страны ЕС и только 10% проданы в Великобритании.

Nissan, второй по величине производитель автомобилей в Великобритании, отказался от комментариев Automotive News. Nissan присутствует в Великобритании три десятилетия и производит в стране 475 000 автомобилей в год, большинство из которых идет на экспорт в ЕС. При этом Сандерленд на севере Англии, где расположен завод Nissan, оказался в числе избирательных округов, удививших экспертов высокими результатами голосования за Brexit.

Великобритания является крупнейшим экспортным рынком для немецких автопроизводителей, сказал руководитель Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA) Маттиас Виссманн. Европейским политикам предстоит большая работа для сохранения беспошлинной торговли между ЕС и Великобританией, сказал он. Половина из 2,6 млн ежегодно продаваемых в стране новых автомобилей поставляется немецкими компаниями, Германия экспортирует в Великобританию около 810 000 легковых автомобилей в год, сказал Виссманн. Около 57% из 1,6 млн автомобилей, выпущенных в Великобритании в 2015 г., было экспортировано в страны ЕС. По данным VDA, немецкая автомобильная промышленность имеет 100 производственных площадок в Великобритании, включая заводы поставщиков, что на 30% больше, чем в 2010 г.

Volkswagen Group считает, что слишком рано оценивать влияние голосования по выходу из ЕС на Bentley и на свои продажи. Британия - второй по величине европейский рынок для VW после Германии.

Ассоциация автопроизводителей Южной Кореи (KAMA) обеспокоена перспективой возрождения 10%-ной пошлины на экспорт легковых автомобилей в Великобританию, пока не будет договоренностей, подобных торговому соглашению между ЕС и Кореей. «Ценовая конкурентоспособность южнокорейских автопроизводителей в Великобритании будет неизбежно подорвана, в отличие от японских и немецких конкурентов (у них нет там производственных баз)», - сказал вице-президент KAMA Ким Тэ-Нйен. Hyundai заявила, что будет внимательно следить за влиянием результата референдума на мировую экономику и финансовые рынки и «реагировать соответствующим образом».

Фондовые аналитики Evercore ISI в пятницу повторили предупреждение, что Brexit ударит как по продажам и производству автомобилей в Великобритании, так и по всему общеевропейскому автомобильному рынку. Аналитики ожидают, что продажи автомобилей в Великобритании упадут в этом году на 4,5% на фоне экономической неопределенности вместо прогноза роста на 3% при сохранении членства в ЕС. В следующем году они прогнозируют падение 10%, что приведет к снижению производства в в Европе на 2,5% в 2017 г.

Brexit может сократить прибыль автопроизводителей более чем на 8 млрд евро ($8,9 млрд), написал в записке для инвесторов руководитель автомобильных исследований Evercore Арндт Эллингхорст. Великобритания является одним из самых сильных и наиболее прибыльных рынков новых автомобилей в ЕС, сказал он.

По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в европейской автоиндустрии напрямую или косвенно заняты 12,2 млн жителей региона. В ЕС производится ежегодно 18,4 млн легковых машин, фургонов, грузовиков и автобусов. Автопарк составляет 291 млн автомобилей. Продажи в 2015 г. 15,8 млн новых автомобилей создали положительное сальдо торгового баланса в более чем 100 млрд евро, говорится в материалах организации.