Nissan занялся энергетикой будущего

Автопроизводитель ищет возможности диверсификации бизнеса в условиях массовой электрификации автомобилей
Nissan предложит владельцам электромобилей установить колонки Vehicle-to-grid (V2G), которые могут заряжать электромобиль от сети и передавать обратно накопленную в аккумуляторах энергию
Nissan предложит владельцам электромобилей установить колонки Vehicle-to-grid (V2G), которые могут заряжать электромобиль от сети и передавать обратно накопленную в аккумуляторах энергию / Nissan

Nissan Motor совместно с партнерами собирается создать в Великобритании сеть распределенного хранения электроэнергии в батареях электромобилей. Использование в электросетях многочисленных клиентских хранилищ позволит энергокомпаниям сгладить пиковые нагрузки в сетях, а владельцам получить выгоду от разницы дневного и ночного тарифов и заработать, продав операторам излишки собственной генерации, считает автопроизводитель.

Автопроизводитель совместно с Enel предложит частным и корпоративным владельцам электромобилей Nissan (в Европе продаются модели Leaf и фургон e-NV200) установить у дома специальную колонку Vehicle-to-grid (V2G), которая может заряжать электромобиль от сетей и передавать обратно накопленную в аккумуляторе энергию. Также в систему может интегрироваться солнечная батарея на крыше дома. Электроэнергия электромобиля может быть использована для домашнего потребления, как резервный источник питания или для продажи национальной энергокомпании. Директор Nissan Europe Пол Уиллкокс заявил, что пилотный проект в Великобритании «важен для оценки возможности использования различных более гибких источников энергии», и видит у технологии «огромный потенциал».

«Владельцы машин впервые станут «генераторами» услуг для энергокомпаний и источником стабилизации для электросетей, в котором они нуждаются для сглаживания пиковых нагрузок», - сказал директор по инновациям и устойчивому развитию Enel Europe Эрнесто Чорра. При подключении в сети 18 000 электромобилей Nissan Leaf, эксплуатируемых в Великобритании, может получиться виртуальная электростанция мощностью 180 МВт. Если бы все автомобили в Великобритании вдруг стали электромобилями, то с помощью технологии V2G можно было бы получить вероятную мощность до 370 ГВт, что составляет энергопотребление трех европейских стран - Великобритании, Германии и Франции, фантазирует Чорра. Пока Nissan и Enel собираются подключить в стране 100 модулей, владельцы которых смогут продавать энергию Национальной энергетической компании (National Grid ). В январе 2016 г. компании установили 40 модулей V2G в Дании.

Также Nissan совместно с Eaton представил бытовой энергетический модуль xStorage, в котором используются 12 ячеек литиево-ионных батарей электромобилей Nissan. Система позволит потребителям контролировать, как и когда расходуется энергия в домах, накапливать ее во время действия низких тарифов или интенсивной работы солнечных батарей, пояснила компания. В базовом варианте мощностью 4,2 кВт/ч применяются бывшие в употреблении ячейки, снятые с электромобилей, но также могут использоваться и новые батареи. Аккумулятор на автомобиле заменяется при падении емкости до 70% от первоначальной, пояснили в компании. Для транспортного средства это критично, но в системе стационарного хранения она еще может проработать очень долго, принося коммерческую выгоду и откладывая утилизацию. Срок эксплуатации модуля зависит от интенсивности использования — количества циклов и глубины заряда-разряда, уточнил вице-президент по маркетингу Eaton Electrical EMEA Сирилл Бриссон. Срок службы при рациональной эксплуатации - 20-25 лет, при интенсивной — 5 лет. Для Западной Европы средний расчетный срок окупаемости модуля - 6 лет, сказал старший вице-президент Nissan по продажам и маркетингу в Европе Гийом Картье, который назвал технологии электромобилей и распределенного хранения «решением для рациональных людей и компаний, которые хотят экономить на корпоративном автопарке». Россия остается приоритетным рынком для этих технологий, но пока из-за ситуации на рынке сложно сказать, когда начнутся поставки, сказал он.

Nissan и Eaton в ближайшие пять лет планируют продать более 100 000 модулей xStorage. Начальная цена - 4000 евро за модуль с номиналом 4,2 кВт/ч включая установку и подключение. Предварительные заказы в Британии начнут приниматься с сентября 2016 г. Бриссон считает предложение конкурентным благодаря низкой стоимости владения и отсутствию скрытых дополнительных платежей. Подобные технологии сейчас предлагают на рынке, например, Panasonic, Tesla, Mercedes и Samsung.

Японский производитель, как и другие автомобильные компании, считает, что в ближайшие 10 лет отрасль ждут существенные изменения, более радикальные, чем за прошедшие сто лет. В первую очередь это произойдет из-за массового появления на дорогах электромобилей. На специальном мероприятии в Лондоне «Nissan Futures» компания объявила, что перешагнула в Европе порог в 50 000 проданных электрохетчбэков Leaf. Суммарно компания продала во всем мире 220 000 единиц этой модели.

Nissan старается переосмыслить будущее городов при переходе на электотранспорт. Машина с нулевым выбросом и автопилотом станет полезной для городской среды, а дом возьмет на себя функцию энергетического узла, полагают Nissan и архитектурное бюро Foster+Partners, разработавшее концепцию. Парковочные места станут одновременно индуктивными зарядными станциями для электромобилей, на которые их будет устанавливать парковочный автопилот (Nissan собирается осенью представить частично самоуправляемую версию кроссовера Qashqai и начать продажи в Европе в 2017 г.). Компания инвестирует большие суммы в инновации и старается предугадать тренды, «потому что уверена - выживут только те бренды, которые мыслят будущим, а не сегодняшним днем", сказал Виллкокс. Nissan инвестировала $4 млрд в исследования и разработку электромобилей.

По прогнозам, к 2050 г. число автомобилей на дорогах может удвоиться до 2,4 млрд единиц. Один из сценариев показывает, что к 2020 г. будет продано 700 000 электромобилей, которым потребуются дополнительные 500 МВт энергии. «Быстрый рост количества электромобилей, безусловно, имеет положительные стороны, однако может обернуться проблемой, если не смотреть на два шага вперед, - сказал бывший гендиректор National Grid Стив Холлидей. - Поэтому нужны инновационные технологии и новаторские проекты, чтобы добиться реальных изменений в способе управления поставками электроэнергии и спросом на нее».