Россия хочет скорее снизить пошлины на электромобили

У стран, входящих в Евразийский экономический союз, принципиальных возражений нет
Продлить льготы для электромобилей в 2015 г. предлагала Renault
Продлить льготы для электромобилей в 2015 г. предлагала Renault / М. Стулов / Ведомости

Минэкономразвития просит Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) ускорить рассмотрение вопроса о продлении еще на год нулевой ставки пошлины на ввоз электромобилей (предыдущий льготный режим завершился в конце 2015 г., сейчас ставка – 17%) и снижении ставки ввозной таможенной пошлины для коммерческих электромобилей с 15 до 5%. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель Минэкономразвития. Письмо было направлено 27 апреля, добавил он. Письмо получено, дата рассмотрения не определена, сказал представитель ЕЭК.

Продлить льготы для электромобилей в 2015 г. предлагала Renault. Минэкономразвития поддержало инициативу и в декабре вынесло ее на обсуждение в ЕЭК. В феврале предложения были поддержаны подкомитетом комиссии, но в марте коллегия ЕЭК отправила их на доработку, рассказывает представитель Минэкономразвития. Нужно было проанализировать потенциал производства электромобилей в Евразийском экономическом союзе (ЕЭС: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия), поясняет человек, близкий к обсуждению вопроса. На повторном заседании подкомитета предложение о продлении льгот было поддержано, но решения нет. Поэтому Минэкономразвития просит ускорить процесс, объясняет представитель. Коллегия ЕЭК может рассмотреть вопрос в мае-июне, говорит источник «Ведомостей».

В странах ЕЭС электромобили не производятся. Такие машины пытался выпускать «АвтоВАЗ» (Lada Ellada на базе Kalina), но до серийного производства дело не дошло, напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Помешали дороговизна (Ellada стоила около 1,2 млн руб. – «Ведомости») и неясные перспективы рынка, поясняет человек, близкий к «АвтоВАЗу». По данным «Автостата», на 1 января 2016 г. в России было зарегистрировано 647 электромобилей шести моделей: Mitsubishi i-MiEV (237 шт.), Tesla Model S (152 шт.), Nissan Leaf (145 шт.), Lada Ellada (91 шт.), Renault Twizy (14 шт.) и BMW i3 (8 шт.). В Германии, например, только в апреле было продано 604 электромобиля.

Представители Renault, Nissan на вопросы не ответили. «ММС рус» (дистрибутор Mitsubishi) в 2015 г. продала в России 27 i-MiEV, говорит представитель. В этом году, «зная о переходном периоде в принятии решения о ввозных пошлинах», компания приостановила импорт модели и продает те электромобили, которые завезла в 2015 г. По его словам, «отмена ввозных пошлин – это отличная возможность поддержать развитие рынка электромобилей». Но выпускать электромобили в России (у Mitsubishi есть совместный с PSA Peugeot Citroen автозавод в Калуге) компания не планирует.

Снижение пошлины поддержит спрос на электромобили, но незначительно, считает Удалов. Рынок будет активно развиваться только тогда, когда существенно снизится цена электромобилей, появятся законодательные ограничения по выбросам или льготы для владельцев электромобилей, будет создана достаточная зарядная инфраструктура, объясняет он. Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил.