Skoda Superb: новые грани

Новое поколение лифтбэка разительно изменилось внешне, стало солиднее, еще просторнее и экономичнее. И значительно дороже
Длинная база дает отличную стабильность на прямой, Skoda Superb едва обращает внимание на послезимнюю колейность полос
Длинная база дает отличную стабильность на прямой, Skoda Superb едва обращает внимание на послезимнюю колейность полос / Skoda Auto

То, что автомобиль - не сугубо утилитарное средство передвижения, а гораздо более эмоциональная и индивидуальная штука, регулярно подтверждается несоответствием профессиональных оценок и результатов продаж той или иной модели. Автомобиль может заслужить превосходные отзывы у журналистов и экспертов - и провалиться в продажах. И наоборот. Вот как описывал эту ситуацию президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон: «Наша задача - выпускать отличные автомобили, мы прилагаем для этого все усилия. Но всегда есть риск, что покупатель увидит новую машину и скажет: "Ничего особенного».

Гон знает, про что говорит. Взять, например, седан Nissan Teana - отличный автомобиль, по нашему мнению, как минимум не хуже, чем его конкурент - Toyota Camry. Но хоть и стоила в России Teana приблизительно столько же, сколько Camry, однако продавалась в разы хуже, и в результате Nissan принял в прошлом году решение прекратить производство и продажи этой модели в нашей стране.

Нечто подобное мы наблюдали и со Skoda Superb второго поколения - флагмана чешской марки, принадлежащей концерну Volkswagen. Тот Superb был одним из лучших автомобилей бизнес-класса на российском рынке по соотношению комфорта/ экономичности/цены/качества. И при этом в 2015 г. продавался почти в 30 раз хуже той же Toyota Camry. Да что говорить, если даже таксомоторные компании отказывались признавать Superb второго поколения - лифтбэк с колесной базой более 2,7 м и багажником в 565 л - автомобилем бизнес-класса, хотя более удобную в такси машину сложно представить: и трех пассажиров без тесноты доставит, и их багаж с легкостью вместит.

Возможно, одна из причин такого отношения к Skoda Superb второго поколения - слишком сдержанный, если не сказать невыразительный, дизайн автомобиля. Если дело только в этом, то новый Superb должен ситуацию поменять, потому что автомобиль у главного дизайнера Skoda Йозефа Кабана и его команды определенно получился: выглядит Superb дорого, солидно, представительно - и при этом самобытно. Новый Superb аккуратно и затейливо огранили - выштамповки идут по всему корпусу, - и благодаря этому автомобиль заиграл новыми красками. Трудно сказать, будет ли владелец или наемный водитель хвастаться, что в дизайне фар нового Superb использованы традиционные узоры богемского хрусталя, но краснеть за автомобиль ему точно не придется.

По сравнению со своим предшественником Superb вырос по всем направлениям, а особенно впечатляюще увеличилась колесная база - до 2841 мм, аж на 78 мм! При том что и старый Superb был очень просторен, а в новом простор для задних пассажиров доведен почти до лимузинного уровня - и, подобно лимузинам, на спинке переднего пассажирского кресла смонтированы клавиши, позволяющие заднему пассажиру (или водителю) сдвигать это кресло вперед. Но к хорошему привыкаешь быстро и начинаешь мечтать: а неплохо бы Superb обзавестись еще и регулировками наклона спинок задних сидений. Хотя к рельефу сидений - как задних, так и передних - у нас претензий не возникло. Еще можно было бы пожелать более мягкие подлокотники на ручках задних сидений. А вот мечтать об уменьшении высокого центрального тоннеля, делающего нежелательным появление сзади третьего пассажира, бессмысленно: таковы особенности конструкции автомобиля.

В Россию новый Superb, построенный на платформе Volkswagen Passat восьмого поколения, поставляется только с бензиновыми двигателями мощностью от 125 до 280 л. с. У нас на тесте оказалась переднеприводная версия с двигателем 2.0 TSI мощностью 220 л. с. Едет Superb по-фольксвагеновски (и это комплимент): человек, которому случалось водить Golf или Passat, сразу почувствует себя за рулем Skoda Superb в своей тарелке. У одного из нас продолжительный опыт управления «Гольфом» как раз есть. Так что привыкнуть остается только к габаритам, но даже это происходит на удивление быстро.

Эргономика водительского места вопросов практически не вызывает: все знакомо, кнопки на привычных и удобных местах, приборы с белой подсветкой отлично читаются и не утомляют глаза, а если раздражает «эстетическая подсветка» передней панели, дверей и пола, можно, покопавшись в настройках, изменить ее цвет, интенсивность или отключить вовсе - целиком или частично. Остается подогнать под себя сиденье с помощью электрорегулировок (среди них, пожалуй, не хватает возможности отрегулировать ширину валиков боковой поддержки - водителю с размерами меньше XL недостает плотности посадки, какую дают, к примеру, опционные спортивные сиденья VW). Поначалу кажется, что маловаты зеркала. Зато в них есть датчики слепых зон, вспыхивающие деликатным желтым светом, чтобы не пугать водителя и не отвлекать от дороги.

Что практически бесполезно, так это внутрисалонное зеркало, в которое видно главным образом массивную заднюю дверь. Ну и ладно. Все равно Superb паркуется не по зеркалам. В нашем случае парктроники и камера, выводящая картинку перед бамперами на экран мультимедийной системы, - не роскошь. Без них не очень-то впишешь гигантский лифтбэк в картину «Московский дворик». Ну или в подземный гараж. А еще Superb в нашей комплектации умеет парковаться сам. Делает он это как отличник автошколы - четко и ровно, но выбрав место с таким запасом, что умеючи туда можно заправить небольшой грузовик.

Иногда парктроники начинают нервничать в медленном плотном потоке: ну-ка, кто там пытается прижаться сзади или сбоку? Система тут же выводит поверх открытого окна (навигации, музыки или телефона) камеру и показывает, откуда грозит «опасность». Успокоив ее легким поглаживанием, можно продолжить то, чем вы убивали время в пробке, - разговор или прослушивание музыки. Ваш смартфон интегрирован в автомобиль - настроив связь по Bluetooth, им можно управлять кнопками на руле или голосовыми командами (новый Superb умеет сотрудничать и с Apple, и с Android).

Аудиосистема Canton неплоха, но не стоит ждать от нее слишком многого: басы качает исправно, легко добирается до верхов, но в диапазоне средних частот звучит грубовато (а придирчивое ухо оценивает качество звука именно по ним). Но, если честно, много ли в наших смартфонах музыки, требующей качества hi-end?

В движении внушительных размеров машины почти не замечаешь. Вернее, замечаешь только плюсы: длинная база дает отличную стабильность на прямой, Superb едва обращает внимание на послезимнюю колейность левых полос МКАД. Крупный трехспицевый руль типично фольксвагеновский: очень точный и при этом позволяющий чувствовать себя расслабленно и на прямой, и в повороте. Если, конечно, не переключить шестиступенчатый робот DSG в спортивный режим и как следует придавить педаль газа - тут приходится вцепиться в баранку покрепче, потому что 220 л. с., передний привод и нешипованные зимние шины при интенсивном разгоне заставляют Superb водить носом и мигать значком системы стабилизации. Но даже в этом случае большой автомобиль не теряет достоинства - разгон достаточно быстрый, но плавный: Superb, если нужно, легко обставляет соседей по потоку, но делает это без суеты.

Подвеска настроена знакомо: упругая, без раскачки на волнах, честно передающая информацию о дорожных неровностях, но как бы слегка их скругляя, - хороший баланс управляемости и комфорта, фольксвагеновская школа. Но что-то в поведении подвески настораживает: при наезде на более-менее крупные дефекты дорожного полотна ее не то что пробивает, но пол под ногами вздрагивает - не будет ли укачивать пассажиров? (У нас таких проблем не возникло.)

Объем багажника в новом Superb вырос до 584 л. Дверь у флагмана чешского автопрома теперь обычная, а не двустворчатая, открывавшаяся и как у седана, и как у хетчбэка. Вроде как проигрыш для жителей холодных стран - зимой можно выстудить салон, открыв крышку багажника (хотя где те морозы?). Но нет худа без добра - новая крышка стала намного легче, и ее снабдили электроприводом: теперь можно открывать крышку ногой, проведя стопою под бампером, и закрывать ее нажатием на кнопку.

Бортовой компьютер тестового Superb показал нам, что за последние 1800 км средняя скорость составила 22 км/ч, а средний расход топлива - 12,5 л/100 км. 12,5 л/100 км расходовал на нашем тесте и Superb предыдущего поколения - но он был с двигателем 1.8 TSI мощностью всего 160 л. с. Тем не менее тот показатель стал рекордным среди машин бизнес-класса, которые мы тестировали за предыдущие четыре года. Новый 220-сильный Superb за без малого 500 км нашего теста установил абсолютный рекорд экономичности наших тестов: 10,3 л при средней скорости 33 км/ч!

Одним словом, в новом Superb хорошо почти все. Кроме цены. Superb 1.8 TSI, что мы брали на тест в 2008 г., стоил со всеми опциями 1,113 млн руб. Но стремительная девальвация рубля привела к тому, что цены на новый Superb 1.4 TSI теперь начинаются от 1,249 млн руб., а наш автомобиль 2.0 TSI со всеми дополнительными опциями потянул аж на 2,726 млн руб.

Длинная база дает отличную стабильность на прямой, Skoda Superb едва обращает внимание на послезимнюю колейность полос