Skoda Superb: новые грани
Новое поколение лифтбэка разительно изменилось внешне, стало солиднее, еще просторнее и экономичнее. И значительно дорожеТо, что автомобиль - не сугубо утилитарное средство передвижения, а гораздо более эмоциональная и индивидуальная штука, регулярно подтверждается несоответствием профессиональных оценок и результатов продаж той или иной модели. Автомобиль может заслужить превосходные отзывы у журналистов и экспертов - и провалиться в продажах. И наоборот. Вот как описывал эту ситуацию президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон: «Наша задача - выпускать отличные автомобили, мы прилагаем для этого все усилия. Но всегда есть риск, что покупатель увидит новую машину и скажет: "Ничего особенного».
Гон знает, про что говорит. Взять, например, седан Nissan Teana - отличный автомобиль, по нашему мнению, как минимум не хуже, чем его конкурент - Toyota Camry. Но хоть и стоила в России Teana приблизительно столько же, сколько Camry, однако продавалась в разы хуже, и в результате Nissan принял в прошлом году решение прекратить производство и продажи этой модели в нашей стране.
Нечто подобное мы наблюдали и со Skoda Superb второго поколения - флагмана чешской марки, принадлежащей концерну Volkswagen. Тот Superb был одним из лучших автомобилей бизнес-класса на российском рынке по соотношению комфорта/ экономичности/цены/качества. И при этом в 2015 г. продавался почти в 30 раз хуже той же Toyota Camry. Да что говорить, если даже таксомоторные компании отказывались признавать Superb второго поколения - лифтбэк с колесной базой более 2,7 м и багажником в 565 л - автомобилем бизнес-класса, хотя более удобную в такси машину сложно представить: и трех пассажиров без тесноты доставит, и их багаж с легкостью вместит.
Возможно, одна из причин такого отношения к Skoda Superb второго поколения - слишком сдержанный, если не сказать невыразительный, дизайн автомобиля. Если дело только в этом, то новый Superb должен ситуацию поменять, потому что автомобиль у главного дизайнера Skoda Йозефа Кабана и его команды определенно получился: выглядит Superb дорого, солидно, представительно - и при этом самобытно. Новый Superb аккуратно и затейливо огранили - выштамповки идут по всему корпусу, - и благодаря этому автомобиль заиграл новыми красками. Трудно сказать, будет ли владелец или наемный водитель хвастаться, что в дизайне фар нового Superb использованы традиционные узоры богемского хрусталя, но краснеть за автомобиль ему точно не придется.
По сравнению со своим предшественником Superb вырос по всем направлениям, а особенно впечатляюще увеличилась колесная база - до 2841 мм, аж на 78 мм! При том что и старый Superb был очень просторен, а в новом простор для задних пассажиров доведен почти до лимузинного уровня - и, подобно лимузинам, на спинке переднего пассажирского кресла смонтированы клавиши, позволяющие заднему пассажиру (или водителю) сдвигать это кресло вперед. Но к хорошему привыкаешь быстро и начинаешь мечтать: а неплохо бы Superb обзавестись еще и регулировками наклона спинок задних сидений. Хотя к рельефу сидений - как задних, так и передних - у нас претензий не возникло. Еще можно было бы пожелать более мягкие подлокотники на ручках задних сидений. А вот мечтать об уменьшении высокого центрального тоннеля, делающего нежелательным появление сзади третьего пассажира, бессмысленно: таковы особенности конструкции автомобиля.
В Россию новый Superb, построенный на платформе Volkswagen Passat восьмого поколения, поставляется только с бензиновыми двигателями мощностью от 125 до 280 л. с. У нас на тесте оказалась переднеприводная версия с двигателем 2.0 TSI мощностью 220 л. с. Едет Superb по-фольксвагеновски (и это комплимент): человек, которому случалось водить Golf или Passat, сразу почувствует себя за рулем Skoda Superb в своей тарелке. У одного из нас продолжительный опыт управления «Гольфом» как раз есть. Так что привыкнуть остается только к габаритам, но даже это происходит на удивление быстро.
Эргономика водительского места вопросов практически не вызывает: все знакомо, кнопки на привычных и удобных местах, приборы с белой подсветкой отлично читаются и не утомляют глаза, а если раздражает «эстетическая подсветка» передней панели, дверей и пола, можно, покопавшись в настройках, изменить ее цвет, интенсивность или отключить вовсе - целиком или частично. Остается подогнать под себя сиденье с помощью электрорегулировок (среди них, пожалуй, не хватает возможности отрегулировать ширину валиков боковой поддержки - водителю с размерами меньше XL недостает плотности посадки, какую дают, к примеру, опционные спортивные сиденья VW). Поначалу кажется, что маловаты зеркала. Зато в них есть датчики слепых зон, вспыхивающие деликатным желтым светом, чтобы не пугать водителя и не отвлекать от дороги.
Что практически бесполезно, так это внутрисалонное зеркало, в которое видно главным образом массивную заднюю дверь. Ну и ладно. Все равно Superb паркуется не по зеркалам. В нашем случае парктроники и камера, выводящая картинку перед бамперами на экран мультимедийной системы, - не роскошь. Без них не очень-то впишешь гигантский лифтбэк в картину «Московский дворик». Ну или в подземный гараж. А еще Superb в нашей комплектации умеет парковаться сам. Делает он это как отличник автошколы - четко и ровно, но выбрав место с таким запасом, что умеючи туда можно заправить небольшой грузовик.
Иногда парктроники начинают нервничать в медленном плотном потоке: ну-ка, кто там пытается прижаться сзади или сбоку? Система тут же выводит поверх открытого окна (навигации, музыки или телефона) камеру и показывает, откуда грозит «опасность». Успокоив ее легким поглаживанием, можно продолжить то, чем вы убивали время в пробке, - разговор или прослушивание музыки. Ваш смартфон интегрирован в автомобиль - настроив связь по Bluetooth, им можно управлять кнопками на руле или голосовыми командами (новый Superb умеет сотрудничать и с Apple, и с Android).
Аудиосистема Canton неплоха, но не стоит ждать от нее слишком многого: басы качает исправно, легко добирается до верхов, но в диапазоне средних частот звучит грубовато (а придирчивое ухо оценивает качество звука именно по ним). Но, если честно, много ли в наших смартфонах музыки, требующей качества hi-end?
В движении внушительных размеров машины почти не замечаешь. Вернее, замечаешь только плюсы: длинная база дает отличную стабильность на прямой, Superb едва обращает внимание на послезимнюю колейность левых полос МКАД. Крупный трехспицевый руль типично фольксвагеновский: очень точный и при этом позволяющий чувствовать себя расслабленно и на прямой, и в повороте. Если, конечно, не переключить шестиступенчатый робот DSG в спортивный режим и как следует придавить педаль газа - тут приходится вцепиться в баранку покрепче, потому что 220 л. с., передний привод и нешипованные зимние шины при интенсивном разгоне заставляют Superb водить носом и мигать значком системы стабилизации. Но даже в этом случае большой автомобиль не теряет достоинства - разгон достаточно быстрый, но плавный: Superb, если нужно, легко обставляет соседей по потоку, но делает это без суеты.
Подвеска настроена знакомо: упругая, без раскачки на волнах, честно передающая информацию о дорожных неровностях, но как бы слегка их скругляя, - хороший баланс управляемости и комфорта, фольксвагеновская школа. Но что-то в поведении подвески настораживает: при наезде на более-менее крупные дефекты дорожного полотна ее не то что пробивает, но пол под ногами вздрагивает - не будет ли укачивать пассажиров? (У нас таких проблем не возникло.)
Объем багажника в новом Superb вырос до 584 л. Дверь у флагмана чешского автопрома теперь обычная, а не двустворчатая, открывавшаяся и как у седана, и как у хетчбэка. Вроде как проигрыш для жителей холодных стран - зимой можно выстудить салон, открыв крышку багажника (хотя где те морозы?). Но нет худа без добра - новая крышка стала намного легче, и ее снабдили электроприводом: теперь можно открывать крышку ногой, проведя стопою под бампером, и закрывать ее нажатием на кнопку.
Бортовой компьютер тестового Superb показал нам, что за последние 1800 км средняя скорость составила 22 км/ч, а средний расход топлива - 12,5 л/100 км. 12,5 л/100 км расходовал на нашем тесте и Superb предыдущего поколения - но он был с двигателем 1.8 TSI мощностью всего 160 л. с. Тем не менее тот показатель стал рекордным среди машин бизнес-класса, которые мы тестировали за предыдущие четыре года. Новый 220-сильный Superb за без малого 500 км нашего теста установил абсолютный рекорд экономичности наших тестов: 10,3 л при средней скорости 33 км/ч!
Одним словом, в новом Superb хорошо почти все. Кроме цены. Superb 1.8 TSI, что мы брали на тест в 2008 г., стоил со всеми опциями 1,113 млн руб. Но стремительная девальвация рубля привела к тому, что цены на новый Superb 1.4 TSI теперь начинаются от 1,249 млн руб., а наш автомобиль 2.0 TSI со всеми дополнительными опциями потянул аж на 2,726 млн руб.