Skoda Superb: Зачатки разума
Третье поколение чешского флагмана старается казаться очень умным, но покоряет совсем другимПолупустая скоростная трасса в окрестностях Малаги. Массивная морда нашего Skoda Superb, как привязанная, следует за кормой белоснежного купе «Мерседес». Включаю левый поворотник, начинаю вращать руль – он сопротивляется, с силой выкручиваясь обратно. Тяну баранку сильнее, и она наконец сдается. Стоит хромированному носу выглянуть на пустую полосу, как мотор самостоятельно и довольно резво набирает обороты, бросая автомобиль вперед.
Так выглядит популярный сюжет «восстание машин» в исполнении нового чешского флагмана – будто своенравный пес на поводке сначала не может оторвать нос от хвоста сучки, попав под власть ее ферромонов, а потом вдруг пускается вдаль галопом, валя с ног хозяина. Наш Superb следовал «инстинктам» сразу двух электронных систем – адаптивного круиз-контроля и удержания в полосе движения. Когда они включены одновременно, почти пятиметровый автомобиль самостоятельно вертит рулем, разгоняется и тормозит.
Пока машина всячески успокаивает хозяина, что обойтись без него не сможет: Superb не берется отруливать в крутых виражах, не дает убирать руки с руля («не чувствуя» какое-то время контролирующих импульсов, автомобиль сначала выдаст предупреждение, а потом плавно остановится) и требует тычка педалью газа для начала движения после полной остановки в автоматическом режиме. Но иногда показывает характер, не обращая внимания на такую вполне четкую команду, как включение поворотника.
Молодой испанец, косившийся на обгонявший Superb из новенького немецкого купе, вряд ли подозревал, какие электронные страсти обуревали наш автомобиль. Скорее всего, он пытался определить марку лифтбека. Новый Superb больше не похож на раскормленную таксу – в нем столько острых углов и граней, что он может потеряться в стаде «Авентадоров» и «Ураканов». Кто-то в дизайн-студии Skoda с детства любит рисовать углы, и на этот раз ему дали полный карт-бланш (сами чехи, впрочем, уверяют, что вдохновлялись огранкой богемского хрусталя). В городской пробке мы постояли бок о бок с новеньким Volkswagen Passat, подарившим платформу чешскому собрату по концерну. «Хрустальный» Superb с боковинами сложной формы показался нам куда интереснее минималистского немецкого седана.
Сходящихся под острыми углами линий полно и в интерьере, из-за чего он выглядит немного колючим. Но ему прощаешь все, стоит дать телу растечься по кожаному облаку кресла. Благодаря сиденьям интерьер «Суперба» выглядит так, будто кто-то догадливый притащил в свежеотстроенный гулкий офис – стекло, сталь и пластик – гарнитур из особняка позапрошлого века. Роскошные, пухлые кресла и диван с винтажной прострочкой словно по ошибке попали на конвейер «Шкоды» с завода Bentley. Валики боковой поддержки передних сидений расставлены широковато, но аудитория этой машины – явно человек с весом, во всех смыслах.
Сзади можно усесться, закинув ногу на ногу. Superb и прежде был среди лидеров по запасу пространства перед коленками задних пассажиров, теперь у них появились дополнительные полтора сантиметра, и в Skoda утверждают, что по этому параметру автомобиль едва ли не вдвое опережает всех одноклассников. Здесь можно устроить полноценный офис: в боксе между передними сиденьями установлена розетка на 220 вольт, а мультимедийная система Columbus «раздает» интернет после установки соответствующей сим-карты. «Всефольсквагеновский» Columbus хорош 8-дюймовым экраном и скоростью работы, но навигация – его слабое место. Порой «зашитый» в нее женский голос указывал свернуть в одну сторону, тогда как подсказки на экране рекомендовали обратное. Да и сам экран, пожалуй, хотелось бы видеть повыше – не зря в «премиуме» сегодня принято устанавливать его вровень с приборной панелью.
Все-таки Superb берет вещами попроще, базовыми автомобильными ценностями, как и обещает слоган марки Simply clever. Поднимаешь крышку багажника, что на лифтбеке, что на универсале – и уже непонятно, как удалось организовать столько места в салоне, так как в коротком «хвостике» прячется отделение размером с платформу пикапа. Бросил небольшую сумку вглубь – и забирать ее пришлось, лежа пузом на бампере. Сам виноват, не открыл сразу тайничок слева – там лежат пластмассовые уголки с липучкой, из которых на сером ворсистом полу можно построить что-то вроде загончика для поклажи. «Просто умно» (или как предпочитает переводить сама Skoda - "просто гениально"), как и компактные зонты, спрятанные в торцах передних дверей – их можно достать, не высовываясь под дождь. В прошлое ушла сложная конструкция пятой двери лифтбека, которую можно было поднимать целиком со стеклом или откидывать только металлическую крышку, как на седане. Зато цельная дверь поумнела, теперь ее можно открыть «с ноги», пнув воздух под бампером (чехи почему-то называют эту систему «виртуальной педалью»).
На ходу Superb скорее прост, чем гениален. Руль по-фольксвагеновски легок и информативен, но мягкая подвеска позволяет кузову покачиваться во всех трех измерениях, как пышному плюмажу на шлеме всадника. Незаметная на городских скоростях, на трассах эта раскачка вносит некоторую нервозность – хоть и понимаешь, что машина вполне стабильна, подсознательно ожидаешь, что вслед за кузовом вбок могут уйти колеса. Даже в спортивном режиме шасси (есть у нового Superb и такая опция) подзажатые амортизаторы более подробно сообщают о неровностях, но с качкой справляются не до конца.
Куда сильнее на характер машины влияет выбор силового агрегата и трансмиссии. Базового 125-сильного моторчика на тест-драйве не было – сложно представить, что такой автомобиль купит частное лицо. Версия с тем же двигателем 1,4 л, но «надутая» до 150 л. с. в паре с 7-ступенчатой DSG без напряжения несла пару людей с багажом, легко ускорялась на трассе. «Механике» в машине с таким же двигателем мы поначалу обрадовались, но ее создатели явно перестарались в желании сделать ходы ее рычага как можно короче. И я, и мой коллега ежедневно ездим на автомобилях с механической коробкой, но даже после несколько сотен километров за рулем Superb нередко пытались тронуться с третьей передачи. При этом, когда мотор глох, заботливая «Шкода» тут же включала электромеханический ручник – и первое время мы грешили на глюки «умных» тормозов, не замечая собственной ошибки.
Потом к нам подсел третий пассажир с багажом. Дополнительная сотня килограммов в автомобиле оказались роковой для двигателя: этот заслуженный «ослик» концерна Volkswagen с явной натугой перебирал цилиндрами-копытцами, при разгонах не спасала даже красная зона тахометра – ровный, нудный набор скорости без подхватов.
Полную гармонию внешности и содержания Superb обретает с двухлитровым 220-сильным турбодвигателем и 6-ступенчатым «роботом». Плотный разгон с любых скоростей, пробуксовка на старте и полное безразличие к количеству пассажиров и багажа в автомобиле: сказывается «дизельный» момент в 350 Нм. А топовая версия с 280-сильным двигателем и полным приводом, напротив, показалась пресной: с подключаемой задней осью Superb активнее ввинчивается в повороты, но 300 «лошадей» под капотом «Шкоды» – скорее кроткое стадо, чем впечатляющий табун. Выигрыш в динамике по сравнению с предыдущей версией был неощутим – мы провели больше времени, обсуждая плохо читаемые серебристые шкалы приборов в исполнении Laurin & Klement, чем наслаждаясь возможностями мотора. Возможно, дело в ограниченном до тех же 350 «ньютонов» крутящем моменте – столько способна вынести коробка DSG. Интересно, что во всех опробованных версиях средний расход топлива к концу дня составлял около 10 л/100 км – при том, что на всех автомобилях мы ездили и по городам, и по хайвеям, разгоняясь порой до 200 км/ч.
К концу тест-драйва, устав бороться с постоянно сопротивляющимся рулем, я отключил систему удержания в полосе. Отказался и от услуг адаптивного круиз-контроля – какая-никакая работа педалями на трассе помогает не уснуть. И «Шкоде» стоит признаться себе – в России искусственный интеллект «Супербу» ни к чему. Искупавшись в слякоти, отчаявшись разглядеть на дороге разметку, умный автомобиль, не ровен час, махнет на все рукой и отправится без хозяина в бар пропустить кружку родного пилзнера. К частью, у «Суперба» достаточно преимуществ, чтобы и без автопилота считаться не только simple, но и clever.
1.4 TSI (150 л. с.) | 2.0 TSI (220 л. с.) | |
---|---|---|
Тип кузова, число дверей, мест | лифтбек, 5/5 | универсал, 5/5 |
Длина/ширина/высота/колесная база, мм | 4861/ 1864/ 1487/ 2841 | 4856/ 1864/ 1487/ 2841 |
Тип двигателя, число цилиндров, расположение | бензиновый с турбонаддувом, I4, поперечно | бензиновый с турбонаддувом, I4, поперечно |
Объем двигателя, куб. см | 1395 | 1984 |
Мощность, л. с./об. в мин. | 150/ 5000-6000 | 220/ 4500-6000 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об. в мин. | 250/ 1500-3500 | 350/ 1500-4400 |
Коробка передач | 6-ступенчатая ручная | 6-ступенчатая роботизированная |
Привод | передний | |
Снаряженная масса, кг | 1388 | 1525 |
Полная разрешенная масса, кг | 1933 | 2090 |
Максимальная скорость, км/ч | 220 | 245 |
Разгон до 100 км/ч, с | 8,6 | 7,0 |
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км | 5,9 | 6,2 |
Объем багажника/с разложенными сиденьями, л | 625/1126 | 660-1950 |
Клиренс, мм | 164 | 164 |
Объем топливного бака, л | 66 | 66 |
Топливо | бензин Аи-95 | бензин Аи-95 |
Стоимость модели, млн руб. | от 1,54 | от 1,84 |