Смартфон вместо ключа
Volvo тестирует технологию цифрового доступа в автомобиль, которая может быть востребована в набирающих популярность системах каршерингаVolvo Cars первой из производителей выпустит автомобили без физического ключа для доступа внутрь машины и активации оборудования, сообщила компания. Технологию начнут тестировать весной 2016 г. на парке компании по прокату автомобилей Sunfleet в аэропорту Гётеборга (Швеция). В 2017 г. ограниченное количество автомобилей в свободной продаже будет оснащено цифровыми ключами. Более точную дату вывода новой технологии на рынок компания назвать пока не может, сказал ее представитель. Технология будет продемонстрирована в конце февраля на Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне на стенде компании Ericsson.
Технология предполагает, что вместо брелка с ключом или карты доступа водитель будет использовать специальное приложение в мобильном телефоне, заменяющее физические ключи цифровыми. Через приложение клиенты смогут получать доступ к различным моделям шведского бренда, бронировать и оплачивать прокат автомобилей. Цифровой ключ будет посылаться на мобильный телефон, владельцы автомобилей смогут пересылать свои цифровые ключи другим людям для передачи управления машиной.
Приложение, по аналогии с брелком дистанционного управления, будет управлять разными функциями машины, например блокировкой дверей и открыванием багажника, и позволять запуск двигателя. Технология использует протокол связи Bluetooth, для функционирования системы цифрового ключа телефон должен быть заряжен. «Мы исходим из того, что уже сегодня многие люди отдают первостепенное значение важности постоянного наличия заряда батареи телефона и стараются иметь под рукой возможности для подзарядки в течение дня, - говорит представитель компании. - Многие люди, например, загружают посадочный талон в самолет или билеты на телефон, когда путешествуют». Если кто-то не хочет пользоваться цифровым ключом (и всеми новыми «подключенными» услугами, связанными с ним), то, конечно, по-прежнему сможет использовать физический ключ, сказал представитель.
"В Volvo не заинтересованы в технологиях ради технологий. Новые разработки должны делать жизнь наших клиентов легче, удобнее и экономить их время. Мобильные технологии постоянно развиваются, а вместе с ними возрастают ожидания и требования наших клиентов, которые хотят иметь простой и удобный доступ к своим машинам", - говорит вице-президент по стратегии разработки продукции и модельному ряду Volvo Cars Хенрик Грен. Технология цифровых ключей способна полностью изменить принципы доступа к автомобилям и совместного использования машин, считает он.
Сейчас большинство систем каршеринга предполагают полное или частичное отсутствие физического ключа для доступа и управления автомобилями, заменяя его индивидуальными картами пользователя, специальными брелками или приложениями для смартфонов. Например, сервис Unite совместного использования автомобилей Audi в Стокгольме использует специальные Bluetooth-брелки для обмена любыми автомобилями бренда. Французский сервис Autolib использует бесконтактную RFID-карту для идентификации клиента и доступа в машину, но для активации систем электромобиля используются находящийся постоянно в машине физический ключ и замок зажигания. В 2015 г. Volvo Cars запустила услугу доставки приобретенных в интернет-магазинах товаров в багажник автомобиля, для чего курьерская служба получает одноразовый цифровой ключ.
Система защищена от несанкционированного проникновения методами других систем дистанционного управления замками (технология keyless). «Мы применяем те же стандарты безопасности, как и для современной системы keyless , когда оба устройства – и автомобиль, и ключ – содержат разные части зашифрованного кода», - говорит представитель Volvo. Безусловно, разработчики таких систем всерьез задумываются о безопасности, говорит гендиректор компании Digital Security (анализирует безопасность компьютерных систем) Илья Медведовский. Но сейчас разработчики находятся в самом начале пути, и должно пройти несколько лет, прежде чем они совершат большинство возможных ошибок, а хакеры или кибераналитики найдут 10-20 уязвимостей. Медведовский не сомневается, что такая система будет привлекать внимание хакеров. Вдобавок, здесь возможные уязвимости самой системы могут накладываться на уязвимости смартфона. "Я бы себе такую машину не купил или же заблокировал эту функцию раз и навсегда", - заключает Медведовский.
«Очевидно, когда начнется этап внедрения, эта технология подвергнется некоторым доработкам, - говорит директор по специальным продуктам новых автомобилей Volvo Cars Мартин Росенквист. – Мы изучаем, как наша инновация может использоваться в будущем, и мы рады рассмотреть любые идеи».