Ford сделает из автомобилей гаджеты

Компания хочет стать технологическим лидером, выйдя за пределы автостроительной отрасли
Ford хочет стать технологическим лидером
Ford хочет стать технологическим лидером / Mark Blinch / Ford

«Мир меняется, и мы обязаны успевать за его темпом», - эту мысль всеми способами старается донести до слушателей гендиректор Ford Motor Марк Филдс, представляя новые направления деятельности компании перед огромной аудиторией. Система FordPass – заявка на вход в сектор экономики, в котором сейчас господствуют технологические гиганты и вырастающие, как грибы после дождя, стартапы. И вообще, Ford показал на прошедшей в середине января автомобильной выставке в Детройте не столько новых машин, сколько новых технологий. Ключевыми новинками были именно они, будто в Детройт переместилась часть выставки потребительской электроники из Лас-Вегаса, проходившей несколькими днями раньше.

Ford Pass в компании сравнивают с ресурсами вроде iTunes и GooglePlay - бесплатный магазин приложений и сервисов для клиентов компании и потенциальных покупателей, который должен помогать им во всем, что касается передвижения. Зачем, резонно рассуждают в компании, водители будут пользоваться Google Maps на смартфоне, если в машине есть удобный экран мультимедийной системы Sync с навигацией и помощником поиска места для парковки (партнерство с ParkWhiz и Parkopedia). Парковку можно оплатить из виртуального кошелька FordPay. Там же можно найти приложения для аренды машин, каршеринга и райдшеринга (совместно с FlightCar). А круглосуточная справочная служба FordGuides с реальными операторами всегда поможет разобраться в более сложной ситуации.

Традиционный авторынок — машины и финансирование их продаж, запчасти, сервис — составляет $2,3 трлн, и доля на нем Ford - 6%, приводит расчеты Филдс. Рынок транспортных сервисов — поиска мест и составления маршрутов, использование общественного транспорта, такси, каршеринг и все прочее, что может понадобиться современному человеку для передвижения, - это $5,4 трлн, и доля на нем Форд — 0%. Идея в том, что компания постарается откусить кусок от нового пирога. Сервисные службы и приложения для клиентов есть у многих, в основном у премиум-производителей, и, как правило, в качестве дополнительного платного сервиса. Но устремления Ford, шестой автостроительной группы мира с 6,6 млн проданных в прошлом году автомобилей, может создать в отрасли новую волну. К тому же FordPass заявлен как бесплатный сервис. Остальным производителям уже некуда будет деваться и просто придется оснащать автомобиль не только подключением к интернету, то есть модемом с контрактом на передачу данных, но и подключать ко всем дорожным и придорожным приложениям, создавать команды разработчиков и обслуживающие службы.

FordPass начнет внедряться весной в США и Канаде и в этом году появится в Европе, Китае и Бразилии. Когда сервис появится в России, пока не объявлено, но планы у компании уже есть. «Мы хотим улучшать восприятие клиентами наших продуктов и хотим быть в России такой же гибкой компанией, как в США», - заверил «Ведомости» вице-президент европейского подразделения Ford Motor Джим Фарли.

Происходящее сейчас на американском рынке выглядит как встречный тренд: технологические компании углубились в разработку автономных автомобилей, а индустриальные автопроизводители занялись разработками продвинутых электронных сервисов для своих выходящих на просторы интернета машин. «Технологи», скорее всего, не смогут обойтись без конвейерных навыков автопрома, заказывая ему массовое производство машин-роботов, как сейчас китайским и тайваньским компаниям выпуск смартфонов. В конце прошлого года Automotive News сообщил, что Google ведет переговоры с Ford о производстве беспилотных машин собственной разработки (сами компании пока не говорят о возможных договоренностях). Хранит молчание о своих планах и Apple, которую подозревают в конструировании электромобиля. Пока она замечена в найме специалистов в автомобильной области, но наверняка не обойдется без завода-изготовителя: если бы она начала строить конвейер, об этом наверняка стало бы известно.

Мультимедийная интеграция

Автомобильные комании в последние годы используют готовые решения для мультимедийной и вспомогательной составляющий машин — Car Play от Apple, Android Auto от Google и QNX от Blackberry. Но параллельно создают и собственные. Разработанный Ford интерфейс сопряжения смартфонов SmartDeviceLink, который собирается использовать крупнейший мировой автопроизводитель Toyota. Немецкая премиум тройка - Audi, BMW и Daimler - выкупили у Nokia картографический сервис Here, чтобы разработать на его базе собственные приложения

При этом «автомобилисты» самостоятельно занимаются разработками технологий автономного движения машин. Toyota, Daimler, Volkswagen, BMW, Renault-Nissan, Hyundai-Kia, а недавно и Ford объявили о тестировании автономных машин с разными степенями проработки технологии. Ford занимается и перспективными исследованиями в центре разработок в Пало-Альто в Силиконовой долине. Бок о бок со Стенфордским университетом, параллельно с инженерными центрами автопроизводителя, молодые разработчики колдуют над новаторскими пользовательскими интерфейса и технологиями распознавание голоса, сопряжением машин с интернетом и технологиями сбора и анализа данных.

Ford втрое - до 30 единиц - увеличивает парк автономных автомобилей для тестирования, испытания ведутся на дорогах и тестовых треках Калифорнии, Аризоны и Мичигана. Но в области самоуправляемых автомобилей Ford делает то, за что пока не взялся никто: пробует научить автомобили-роботы езде по снегу в условиях отсутствия дорожной разметки. Все существующие системы автономного вождения подразумевают наличие высококачественной дорожной инфраструктуры, благодаря которой самодвижущаяся техника понимает, куда ей можно ехать. В странах со снежной зимой, к которым относится США, автономные автомобили не могут использоваться только теплый сезон и в хорошую погоду, говорят в компании.

Напрямую к технологиям отсылает и еще одна новинка Ford – центры инноваций FordHubs, которые компания откроет в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лондоне и Шанхае, а затем во всем мире. Это будут не места для продаж, а шоу-румы для демонстрации технологий. «Мы хотим услышать мнения и пожелания автомобилистов, продемонстрировать людям результаты нашей работы по поиску решений текущих и будущих проблем в сфере транспорта, - говорит вице-президент Ford по глобальному маркетингу, продажам и сервису Стивен Оделл. – И не только в их родном городе, а по всему миру».