Аудитор «АвтоВАЗа» усомнился в его способности продолжать деятельность непрерывно
Автозавод ждет финансовой помощи от акционеровЧистый убыток группы «АвтоВАЗ» в 2015 г. увеличился почти втрое до 73,9 млрд руб., выручка снизилась на 8% до 176,5 млрд руб., а краткосрочные обязательства на конец года превышали оборотные активы на 67,8 млрд руб., следует из годового отчета компании по МСФО. После очередного нарушения ковенантов в краткосрочную задолженность были переквалифицированы долгосрочные займы на 24,4 млрд руб., следует из отчета. Это рекордный убыток для «АвтоВАЗа», указывает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов (см. график).
Такие показатели всерьез обеспокоили аудитора «АвтоВАЗа» – компанию EY: в ее заключении говорится о наличии «существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности «АвтоВАЗа» и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно».
Главными причинами убытка «АвтоВАЗ» называет падение автомобильного рынка и рост стоимости материалов и компонентов. В 2015 г. российские продажи автомобилей Lada упали на 31% (весь рынок – на 36%). Заводы группы «АвтоВАЗ» в Тольятти и Ижевске позволяют выпускать 1,1 млн автомобилей в год, но в 2015 г. они произвели только 468 500 машин и сборочных комплектов (минус 19%). И все-таки более чем наполовину убыток бумажный: 42,1 млрд руб. «АвтоВАЗ» списал из-за обесценения внеоборотных активов и расходов на реструктуризацию бизнеса, обращают внимание человек, близкий к «АвтоВАЗу», и Беспалов из «ВТБ капитала». Кроме того, завод уверен, что «получит поддержку от акционеров в объеме, необходимом для финансирования операционной деятельности в обозримом будущем».
Крупнейший из них – Alliance Rostec Auto BV, совместное предприятие Renault-Nissan с «Ростехом» (74,51% «АвтоВАЗа»). Группа Renault в пятницу сообщила, что обсуждает с партнерами по Alliance Rostec Auto возможность докапитализации «АвтоВАЗа», в результате которой она может его консолидировать. На 31 декабря 2015 г. Renault владела 50% минус 1 акция Alliance Rostec Auto (у Nissan – 17,13%, у «Ростеха» – 32,87%). Вопрос обсуждается, подтверждает человек, близкий к альянсу Renault-Nissan, но окончательная схема не утверждена: цель – не увеличение доли в «АвтоВАЗе» (она и так контрольная), а помощь предприятию.
Основная цель акционеров «АвтоВАЗа» – покрытие дефицита, что позволит ВЭБу продолжить финансирование инвестпрограммы завода, передал «Ведомостям» заместитель гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов. «Меры, которые будут приняты, позволят сократить дефицит денежных средств на 2–3 года», – обещает он. По словам Скворцова, «Ростех» конвертирует в акции часть долга, необходимую для сохранения доли в «АвтоВАЗе» на уровне 25%. На конец 2015 г. «АвтоВАЗ» был должен «Ростеху» 51,28 млрд руб.
Какого размера помощь требуется «АвтоВАЗу», представители его акционеров не уточняют. Она должна быть сопоставима с его отрицательным свободным денежным потоком (в 2015 г. – минус 27,9 млрд руб.), считает сотрудник одной из компаний – контрагентов «АвтоВАЗа». Обсуждается сумма на уровне 30 млрд руб., говорит человек, близкий к одному из акционеров.
Акционеры уже приходили «АвтоВАЗу» на помощь. В кризис 2008–2009 гг. «Ростех» выдал заводу беспроцентные займы на 75 млрд руб. А в 2012 г. Renault и «Ростех» выкупили допэмиссию «АвтоВАЗа»: французы потратили на выкуп 3,2 млрд руб., сохранив 25%-ный пакет, а «Ростех» увеличил долю с 18,83 до 28,98%, в том числе конвертировав в акции часть долга.
Чистый долг «АвтоВАЗа» на конец 2015 г. составил 88,8 млрд руб. – за год он вырос на 49%, подсчитал Беспалов. У компании отрицательный чистый денежный поток от операционной деятельности – минус 1,8 млрд руб. в 2015 г., а инвестиции нужно продолжать (прежде всего в новинки Lada Vesta и Xray), отсюда и нужда в новых займах, объясняет он. В 2015 г. «АвтоВАЗ» вложил в развитие 25,9 млрд руб., а в 2016 г. может инвестировать до 20 млрд руб., ожидает Беспалов.
«АвтоВАЗ» ведет переговоры и с поставщиками – об увеличении отсрочки платежей, следует из отчета завода. С 2014 г. по инициативе завода отсрочка увеличилась вдвое до 90 дней; «если ее увеличить еще, например, до 120 дней, то часть поставщиков не выживет», уверен один из них. Год назад «АвтоВАЗ» пытался перестроить отношения и с дилерами – в январе 2015 г. потребовал от них 100%-ной предоплаты, но уже в феврале отказался от этой идеи. Сейчас возможность полного перехода на предоплату не обсуждается, но с февраля скидка по ней сокращена вдвое до 2%, говорит один из дилеров.
В итоге заводу приходится экономить на рабочей силе: в 2015 г. численность занятых на «АвтоВАЗе» сократилась почти на 15% до 44 500 человек. В этом году после критики «Ростеха» «АвтоВАЗ» решил не сокращать сотрудников, а перейти на неполную рабочую неделю – такой режим продлится полгода с 15 февраля.