Автозаводы и их контрагенты сумели нормализовать поставки деталей из Турции
Но на случай возникновения новых проблем готовят альтернативные схемы закупокСитуация вокруг поставок автокомпонентов из Турции нормализовалась, рассказали «Ведомостям» представители Renault, Ford Sollers, VW Group Rus. «Ситуация решена практически на 100%», – добавляет представитель Nissan. По его словам, турецкие запчасти немного дольше проходят растаможку. Представитель Toyota сказал лишь, что предприятие работает в штатном режиме. Представитель Федеральной таможенной службы (ФТС) это подтверждает. «Без таможенного досмотра через российскую таможню проходят скоропортящиеся товары и комплектующие для предприятий отечественной промышленности, например автокомпоненты, – говорит он. – В отношении иных товаров из Турции проводится таможенный досмотр в сроки, которые определены действующим законодательством».
Меньше месяца назад ситуация для автопроизводителей была близка к критической. Источники «Ведомостей» рассказывали, что на грани приостановки конвейера из-за увеличившихся сроков прохождения таможенного контроля автокомпонентов из Турции были «АвтоВАЗ», «Камаз», ГАЗ и ряд заводов иностранных автоконцернов. К примеру, из Турции для альянса «АвтоВАЗ» – Renault – Nissan завозится около 200 наименований деталей, говорит человек, близкий к альянсу.
На сервис потом
Есть задержки в прохождении через таможню турецких запчастей для сервисного обслуживания автомобилей, говорит сотрудник одного из автоконцернов. Проблем с поставками запчастей дилерам пока не возникало, уверяет президент ассоциации «Российские автодилеры» Владимир Моженков. Один из дилеров добавляет, что проблем не будет благодаря достаточным складским запасам запчастей у поставщиков в России.
26 ноября, спустя двое суток после того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24, таможня ввела режим риска в отношении товаров из Турции. Это фактически парализовало весь импорт из этой страны. Первым тревогу забил альянс «АвтоВАЗ» – Renault – Nissan. После обращений к чиновникам 27 ноября для автопроизводителей было сделано исключение. В Минпромторг и ФТС также были направлены списки товаров и для производителей автокомпонентов, имеющих заводы в России. В решении проблемы участвовали власти тех регионов, где расположены предприятия.
Несмотря на то что поставки из Турции нормализовались, автопроизводители начали искать альтернативные схемы закупок, говорит человек, близкий к альянсу «АвтоВАЗ» – Renault – Nissan. «Но это не быстрый процесс, – замечает он. – При локализации нужно более года, при выпуске на базе существующего предприятия – полгода, а при выборе поставщика в другой стране – 1–3 месяца». Этим же занимаются и поставщики. К примеру, Pirelli, у которой есть совместное с «Ростехом» производство шин в России, закупает кордную ткань в Турции. Перебоев в поставках нет, но риски сохраняются, поэтому компания, по словам представителя, разработала альтернативные схемы поставок на случай проблем. Подробности он не раскрыл.