Volvo XC90: Планшетный внедорожник

Просторен, проворен и напичкан автоматикой, но самое сильное впечатление производит вовсе не это
Volvo
Volvo

Прежде всего надо сказать, что новый флагман шведско-китайской автомобилестроительной компании с точки зрения дизайна не выглядит ни шведским, ни китайским (c 2010 г. Volvo Car принадлежит Zhejiang Geely Holding Group). Блестящей китайской картонной роскоши в Volvo, к счастью, пока и не наблюдалось, даже несмотря на то, что шведская сдержанность постепенно убывает: уже и предыдущая версия XC90 далеко ушла от строгости линий прежней Volvo, но все-таки их можно разглядеть за аляповатой грацией крупного внедорожника.

Новая же версия в смысле внешнего вида, кажется, вообще оторвалась от шведских корней. Нет, никак нельзя назвать ее внешность безликой: и мощь видна, и ощущение респектабельной солидности возникает, есть даже некоторое тяжеловатое изящество – но, пожалуй, это не выдающийся дизайн, без каких-либо художественных находок. И о Volvo в нем напоминает разве что эмблема на решетке радиатора.

Может, не стоило обращать на это внимание, если бы Volvo не выражала намерения потеснить немецкие и японские люксовые марки и занять видное место в высококонкурентном премиальном сегменте автомобильного рынка. Для старожилов данного сегмента важны консервативность, однозначная узнаваемость (и то они осторожно экспериментируют), но новичку следовало бы погромче заявить о себе.

Впрочем, можно предположить, что шведы сделали ставку вовсе не на экстерьер. Вот тут оснований заявлять о своей полной конкурентоспособности у Volvo XC90 много. Взять хотя бы прекрасную отделку, к которой трудно предъявить какие бы то ни было претензии (наш автомобиль был в топ-комплектации Inscription). Тут можно сказать, что нечто шведское в машине явно сохранилось – и это превосходное качество работы.

Не будем останавливаться на качестве пластмассы и выделки кожи – этим не удивить, – скажем только, что в салоне уютно и просторно, сиденья третьего ряда прекрасно годятся, чтобы загрузить туда детей, и даже в этом случае остается вполне существенное пространство в багажнике. Главное, что выделяет XC90 среди остальных современных автомобилей, – шведы вывели управление всеми неавтомобильными функциями, а также частью автомобильных на огромный тачскрин, расположенный в середине центральной консоли, – и в этом ушли дальше своих конкурентов, также продвигающих в автомобильные массы диджитализацию.

Правда, тут возникает диссонанс. Volvo обычно ассоциирует себя с людьми уже солидного возраста, и ее дорогой флагманский внедорожник (стоящий столько же, что и конкуренты из “большой немецкой тройки”) точно ориентирован не на молодежную аудиторию, но на уже состоявшихся и состоятельных людей в возрасте от 45 лет. Но этот самый солидный возраст далеко не всегда интересуется свежайшими гаджетами. Один из нас, к примеру, вообще не имеет ни одного прибора с тачскрином. И именно он взялся осваивать новейшие технологии в автомобиле, что сделало тест-драйв особенным испытанием.

И освоение управляющего планшета (Volvo называет его “система Sensus”) далось ему без какого бы то ни было затруднения. Но после недели эксплуатации испытатель сделал вывод, что организован интерфейс не самым удобным образом – например, чтобы сменить тембровые характеристики аудиовоспроизводящего устройства (переходя с рока на классику, положим), нужно перелистнуть экран и уже там нажать специальную кнопку. Есть, кажется, и некоторая нелогичность в расположении “кнопок” на планшете – но это явно дело привычки.

Ну что, за руль? Но надо бы включить двигатель, и тут не всякий обойдется без подсказки, потому что у XC90 нет кнопки “старт-стоп”, нету и слота, чтобы вставить и повернуть ключ, а есть какой-то параллелепипед между сиденьями, на который дави не дави – никакого эффекта. Это одноразовое, но затруднение: оказывается, параллелепипед надо повернуть, чтобы произошло чудо зажигания.

К ездовым настройкам Volvo XC90 сложно предъявить претензии. С самого начала движения становится понятно, что ты едешь в автомобиле премиум-класса – с таким уважением несет он своих седоков (под уважением мы подразумеваем и чувство руля, и комфорт подвески, и ускорение, и торможение). Дизельного двигателя почти не слышно, не докучают и вибрации. Но расход новейшего турбированного четырехцилиндрового двигателя нас расстроил: по окончании недельного теста бортовой компьютер показал аж 14,6 л на 100 км пробега при средней скорости 28,2 км/ч (речь, повторимся, идет о дизельном, а не бензиновом двигателе!).

Несмотря на габариты XC90 – полноразмерный внедорожник! – на московских улицах водитель чувствует себя вполне комфортно. Да, в плотной пробке пробираться по рядам не выйдет, но если улица едет, XC90 позволяет перестраиваться и маневрировать, словно это небольшой седан. То есть как позволяет: конечно, несть числа предупреждениям, которые многочисленная автоматика выдает чересчур энергичному водителю, но в отличие от некоторых прежних моделей этой же марки, в которых предупредительные системы вели себя беспардонно громко, XC90 бранит смельчака деликатно.

Система активного круиз-контроля Volvo XC90 привязывается к впереди идущему автомобилю и идет за ним по дистанции – тут, кажется, вовсе водителю становится нечего делать (нет, рулем крутить все-таки приходится). Один раз, правда, система не справилась: на повороте пришлось пропустить пешеходов, впереди шедший автомобиль уехал, и система выдала растерянные слова: “Автомобиль потерян”. Удалось утешить ее, догнав поводыря.

При замедлении потока система должна сама останавливать автомобиль. Так на нашем тесте и происходило – за исключением одного раза, когда то ли сработала она недостаточно четко, то ли сказался природный страх водителя, в глубине души не доверяющего автоматике… в общем, пришлось тормозить самому, поскольку расстояние между остановившимся на светофоре автомобилем и следовавшим за ним XC90 стало критическим.

Большую радость доставляет система автоматической парковки XC90, хотя натурный эксперимент показал, что человеческий фактор в этом деле по-прежнему силен. То есть XC90 не паркуется за вас – она руководит действиями водителя, разве что сама крутит рулем. Ну и нельзя не сказать, что в некоторых случаях система считала, что запарковаться невозможно, а испытатель справился.

А теперь – о лучшем, что есть в машине. Аудиосистема, установленная на Volvo XC90, – Bowers & Wilkins – такого качества, какого прежде нам слышать не доводилось. Одна из предустановленных тембровых настроек – зал Гетеборгской филармонии; так вот, звучание классической музыки в этой настройке близко к звуковой комнате одного известного нам фанатического любителя классики; а там у него и специальная звукоизоляция, и особые провода, и адски дорогие колонки.

Мы взялись слушать – чтобы соблюсти аутентичность – не слишком хорошего исполнителя, австралийско-тайваньского скрипача Рея Чена, он играл с Гетеборгским симфоническим оркестром под управлением дирижера Кента Нагано концерт Сибелиуса. К сожалению, проверить адекватность автомобильного воспроизведения и подлинника не удалось, но все мелкие детали, вся тембровая палитра, вся полнота звука, кажется, присутствовали в машине.

Для испытания в стиле рок мы выбрали старинную, но все еще работающую группу Chicago – ее альбом 1973 года, на котором есть даже одна чисто гитарная композиция. И опять – в другой настройке! – будто нет никакого автомобиля, а прослушивание происходит в специальной комнате с любовно подобранной аппаратурой.

Volvo