В 2016 году на господдержку автопрома могут направить 50 млрд рублей
Вместо ожидавшегося сокращения господдержки авторынка чиновники могут ее сохранить на уровне 2015 года и даже увеличить«В следующем году наша задача – полностью остановить падение производства в российской автомобильной промышленности. Для этого будут продолжены программы поддержки», – передал в среду «Интерфакс» слова вице-премьера Аркадия Дворковича. Он сообщил, что объемы господдержки будут как минимум на уровне 2015 г. (43 млрд руб.). Но Минпромторг предложит увеличить субсидии до 50 млрд руб., «я буду поддерживать это предложение», сказал Дворкович. Детали он не раскрыл, но рассказал, что сейчас разрабатывается программа поддержки экспорта (см. врез). Представители Дворковича и Минпромторга раскрывать подробности отказались.
В ноябре источники «Ведомостей» рассказывали, что автоконцерны сумели убедить Минпромторг продлить на 2016 г. основные госпрограммы поддержки рынка (кроме дополнительных закупок автомобилей органами власти) на 30 млрд руб. В 2014 г. продажи легковых и легких коммерческих машин в России упали на 10%, по итогам 10 месяцев 2015 г. – на треть. Минпромторг недавно подсчитал: с учетом программ господдержки в 2016 г. в России может быть продано 1,5 млн автомобилей – на 9% меньше, чем прогнозируется в 2015 г., а без господдержки – 980 000 шт. (минус 40%). При этом загрузка автозаводов упадет ниже 30% (сейчас – 40%).
Помогут с доставкой
Правительство совместно с ФАС и РЖД «в самые ближайшие дни» проработают меры поддержки экспорта продукции «АвтоВАЗа» – автомобилей и кузовов отдельных моделей, сказал Дворкович. Такие предложения раньше уже обсуждались с чиновниками, напоминает сотрудник одного из автоконцернов. По его мнению, программа будет ориентирована на всех автопроизводителей, а поддержка «АвтоВАЗа» может стать пилотным проектом.
Перспектива сохранения и даже увеличения господдержки продаж автомобилей стала для автозаводов приятным сюрпризом, говорят сотрудники двух автоконцернов: о скорректированных планах Минпромторг еще не сообщал. Ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что решение о поддержке будет принято только в январе.
Скорее всего будет увеличено финансирование существующих программ (например, автозаводы просили увеличить финансирование программы обновления автопарка до 25 млрд руб.) и начнется поддержка экспорта автомобилей, рассуждает сотрудник одного из автоконцернов. Необходимо оставить уже зарекомендовавшие себя меры и внедрять новые, считает вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева: «Например, нужна госпрограмма замены парка школьных автобусов». Сохраняется и «большая потребность в программе льготного кредитования для инвестпроектов, поскольку в кризис нельзя остановить развитие», продолжает она.
Увеличение господдержки, «безусловно, позитивная новость», говорит представитель Nissan. «Резкая отмена» господдержки «может иметь негативное влияние на рынок», добавляет он. «Продление мер государственной поддержки автомобильной отрасли позволит ускорить стабилизацию рынка или как минимум сократить темпы снижения объемов продаж автомобилей в России в 2016 г. Мы поддерживаем решение о продлении государственной поддержки индустрии», – говорит представитель Kia. По оценке компании, в случае пролонгации господдержки продажи автомобилей будут сопоставимы с 2015 г. (около 1,6 млн единиц). «Мы приветствуем политику государства в области поддержки автопрома в сложное время, – говорит представитель Ford Sollers. – Поддержка необходима прежде всего компаниям с масштабным промышленным присутствием в стране». Представители других автоконцернов на вопросы «Ведомостей» не ответили.