«АвтоВАЗ» отменяет скидки по программе утилизации автохлама

Компания выбрала всю квоту и не хочет рисковать собственными деньгами
По условиям госпрограммы правительство компенсирует скидки, которые автопроизводители дают покупателям новых машин в обмен тех, что подлежат утилизации (от 50 000 руб.)
По условиям госпрограммы правительство компенсирует скидки, которые автопроизводители дают покупателям новых машин в обмен тех, что подлежат утилизации (от 50 000 руб.) / А. Махонин / Ведомости

«АвтоВАЗ» с ноября может остановить программу обновления автопарка, рассказал «Ведомостям» один из дилеров завода и подтвердил человек, близкий к предприятию. Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

По условиям госпрограммы правительство компенсирует скидки, которые автопроизводители дают покупателям новых машин в обмен на прием подержанных в trade-in (в сегменте легковых автомобилей это 40 000 руб.) или в утилизацию (от 50 000 руб.). В первом полугодии на госпрограмму было выделено 15 млрд руб. На ее продолжение во втором полугодии Минпромторгом летом было обещано 5 млрд руб., а в сентябре – еще 2,5 млрд руб. Этих денег, по расчетам чиновников, должно хватить до конца года. По первой сумме документ будет подписан в ближайшие дни, а вот по 2,5 млрд руб. ситуация остается неопределенной, объясняет человек, близкий к «АвтоВАЗу». И с учетом ситуации на рынке и собственных возможностей (см. врез) «АвтоВАЗ» не хочет рисковать, предоставляя скидки за свой счет, подчеркивает он.

«АвтоВАЗ» уже выбрал лимиты в рамках 5 млрд руб., а чтобы растянуть свой предполагаемый лимит по 2,5 млрд руб., с октября вдвое сократил размер скидок до 20 000–25 000 руб., напоминает собеседник «Ведомостей». По его словам, эти условия продлятся как минимум до конца месяца – это обещано дилерам. Если скидки исчезнут, то это ударит по продажам Lada, предупреждает один из дилеров «АвтоВАЗа». Он также опасается, что компания может поднять цены. В этом году автомобили Lada дорожали уже четыре раза.

Представители правительства и Минфина на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представитель Минпромторга лишь привел данные по реализации программы: всего с 1 января по 18 октября 2015 г. по ней было продано 267 755 транспортных средств всех категорий. На Lada приходится более 30% продаж.

Эффект обновления

На программу обновления парка приходится около 40% общих продаж Lada в России, говорил президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. По итогам девяти месяцев 2015 г. в России было продано 203 462 автомобиля Lada – на 28% меньше, чем годом ранее (весь рынок сократился на треть), гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Чистый убыток «АвтоВАЗа» по МСФО в первом полугодии 2015 г. составил 3,3 млрд руб. при выручке 91,9 млрд руб.

Автоконцерны надеялись получить подтверждение расширения господдержки рынка в 2015 г. и узнать планы на 2016 г. в октябре на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Но встреча была отменена, продолжает источник «Ведомостей». Когда она может состояться, представитель Шувалова в понедельник не пояснил. Переживаний автозаводам добавило недавнее высказывание министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Чиновник заметил, что в 2016 г. автомобильный рынок может стабилизироваться, а значит, и господдержка может не потребоваться. Правда, он оговорился, что это не окончательное решение – вопрос решится в конце 2015 – начале 2016 г. А несколькими днями позже добавил, что если отрасли будет оказана поддержка, то источником ее финансирования может стать создаваемый фонд поддержки приоритетных отраслей экономики – он придет в 2016 г. на смену антикризисному фонду.

В начале октября приостанавливал программу обновления автопарка партнер «АвтоВАЗа» по альянсу Renault, но в середине месяца возобновил ее, снизив скидки до 30 000 (Logan, Sandero) и 40 000 руб. (Duster), говорит топ-менеджер одной из дилерских компаний французского автоконцерна. Его представитель на вопросы не ответил. Nissan выбрал свои лимиты и продолжает программу за свой счет, сказал представитель компании. По его словам, по всем программам, поддерживаемым государством, за девять месяцев было продано 35,6% автомобилей Nissan в России, по марке Datsun – 52,8%. У Ford Sollers программа тоже действует. «Мы заинтересованы в ее продлении на 2016 г., так как она остается одной из самых эффективных мер поддержки продаж», – замечает представитель компании. Продолжается программа и у УАЗа. «В нестабильной экономической ситуации программа оказала существенное влияние на продажи. Благодаря чему нами было реализовано 17 418 автомобилей «УАЗ» за девять месяцев 2015 г. – это чуть более половины всего объема продаж в России за аналогичный период этого года, – приводит данные представитель завода. – Считаем, что в условиях нестабильного спроса продление госпрограмм поддержки авторынка в 2016 г. крайне важная мера как дополнительный стимул роста продаж». Продолжение господдержки рынка в 2016 г. позволит стабилизировать рынок на уровне 2015 г., в противном случае он может сократиться еще на 20–30%, прогнозировали ранее автопроизводители.