«АвтоВАЗ» возобновил выпуск машин для совладельца

Из-за перебоев с поставками деталей для зеркал завод недовыпустил около 1000 автомобилей Renault и Nissan
За время простоя линии B0 для альянса Renault-Nissan было недовыпущено 1000 машин, говорит представитель (цифры по Largus он не раскрыл)/ Д. Абрамов/ Ведомости

«АвтоВАЗ» в пятницу утром возобновил работу линии, где производятся автомобили на платформе B0: Renault Logan, Renault Sandero, Nissan Almera и Lada Largus, сообщил представитель автозавода. Линия была остановлена 14 октября, «АвтоВАЗ» объяснил это недопоставками деталей для боковых зеркал заднего вида группой компаний (ГК) «Автокомпонент». «Вопрос решен совместными усилиями «АвтоВАЗа» и поставщика», – сказал представитель автозавода. По его словам, сотрудничество с ГК «Автокомпонент», которая поставляет для выпуска автомобилей на «АвтоВАЗ» около 600 деталей, продолжится.

Представитель ГК «Автокомпонент» на вопросы не ответил. Ситуация урегулирована, подтвердил человек, близкий к компании.

Помогают своим

Заводы глобальных автоконцернов планируют экспортировать комплектующие на свои зарубежные площадки. Так собираются делать «ПСМА рус» (выпускает в Калуге автомобили Peugeot, Citroen, Mitsubishi), калужский завод Volvo Group и расположенный в этом же регионе завод двигателей концерна Volkswagen.

За время простоя линии B0 для альянса Renault-Nissan было недовыпущено 1000 машин, говорит представитель (цифры по Largus он не раскрыл). Представитель Nissan не стал это комментировать. «Это не проблема, недостающие автомобили будут допроизведены», – спокоен представитель Renault. В январе – августе «АвтоВАЗ» в Тольятти выпустил для альянса 56 600 машин, по данным «АСМ-холдинга».

Есть ли сейчас задержки с отгрузкой комплектующих контрагентами (кроме ГК «Автокомпонент»), представитель «АвтоВАЗа» не говорит. У «Автокомпонента» начались перебои из-за перестройки логистики и производства автокомпонентов в связи с сокращением заказов от автозаводов, объясняет человек, близкий к ГК. И, по его словам, такие проблемы есть и у других поставщиков. Производство легковых машин в России за девять месяцев упало на 24,5% до 956 000 шт., грузовых – на 20,3% до 89 800 шт., автобусов – на 14,8% до 25 800 шт., по данным Росстата. Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 33% до 1,19 млн шт., по данным АЕБ. «АвтоВАЗ» из-за этого останавливал на несколько дней одну из производственных линий осенью 2014 г. и на сутки – выпуск всех моделей летом этого года.

Еще одна причина сбоев поставок – корректировка цен на компоненты из-за девальвации рубля и высокой стоимости заемных средств, говорит источник, близкий к «Автокомпоненту». Российские производители автокомплектующих используют много импортных деталей и материалов, чтобы соответствовать требованиям глобальных концернов, добавляет он. По его мнению, отрасль нужно поддерживать. Производители автокомпонентов могут претендовать на субсидирование процентных выплат по инвесткредитам, на льготные займы от Фонда развития промышленности, некоторые имеют льготы на импорт компонентов по соглашениям о промсборке. Но этого недостаточно – у компаний проблемы с оборотными средствами, замечает собеседник «Ведомостей».

«АвтоВАЗ»

Автомобильный концерн
Акционеры: СП Renault-Nissan и «Ростеха» – Alliance Rostec Auto B.V. (81,45% голосующих акций). Капитализация – 19,3 млрд руб. Выручка (МСФО, 1-е полугодие 2015 г.) – 91,9 млрд руб. Чистый убыток – 3,3 млрд руб.

В разрабатываемую Минпромторгом стратегию развития автомобильной промышленности будет включен блок по развитию автокомпонентной отрасли, рассказывает представитель Минэкономразвития. Минэкономразвития готовит изменения в порядок промсборки, уточняет он: «В первую очередь изменения коснутся формулы для расчета среднегодового уровня локализации – в формулу будет введен мультивалютный коэффициент, который сможет снизить влияние скачков валюты на уровень локализации». Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.

В перспективе возможна консолидация автокомпонентных производств, но на новой технологической платформе, допускает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Автокомпонентным заводам нужно или самостоятельно модернизировать производство, или выстраивать сотрудничество с иностранными производителями, объясняет он. Беспалов не исключает, что часть таких производств может приобрести «АвтоВАЗ»: он уже рассматривает возможность покупки части активов холдинга ОАТ, но от покупки другого поставщика – «АвтоВАЗагрегата» – он отказался из-за долгов компании.