Шедевры кисти Феррари

Старый и редкий автомобиль может быть не только объектом страсти или причудой, но и разумной инвестицией, показали торги нескольких аукционов в Калифорнии
Л.Терлицкий
Л.Терлицкий

Цены классических автомобилей на американских аукционах бьют очередные рекорды. 15 августа в калифорнийском городе Монтерей аукционный дом Bonhams продал редкий Ferrari 250 GTO Berlinetta 1962 г. за $38,1 млн - рекордную для открытых торгов цену. Прежде рекордсменом на аукционе был автомобиль Formula 1 Mercedes-Benz W196R 1954 г. (также Bonhams в 2013 г.). Рекорд 2011 г. - прототип Ferrari Testa Rossa за $16,4 млн (Gooding).

Лидер продаж 2014 г. Ferrari 250 GTO Berlinetta - один из 39 автомобилей, собранных заводом Энцо Феррари между 1962 и 1964 гг. Судьба каждого из них известна в деталях с момента “рождения”. Чемпион продаж с номером кузова 3851GT начал свою великолепную спортивную карьеру со второго места в авторалли Tour de France Automobile 1962 г. В том же году автомобиль был разбит и полностью восстановлен в Маранелло. В 1965 г. автомобиль купил за 2,5 млн лир (по разным оценкам это на сегодня эквивалентно от $27 000 до $77 000) итальянский промышленник Фабрицио Виолати, который стал четвертым владельцем машины и в семье которого он оставался следующие 49 лет.

Еще один рекорд торгов, которые провели специализированные подразделения аукционных домов во время фестиваля классических автомобилей в Монтерее этого года (Monterey Car Week), поставлен по совокупному объему аукционных продаж. За несколько дней три аукционных дома - Bonhams, Gooding и RM Auctions - продали автомобилей на $399 млн, заключив сделки по 745 из 1235 лотов (цифры еще могут вырасти, если после закрытия официальных торгов аукционеры смогут избавиться от непроданных лотов по минимальной цене владельца автомобиля, которая обычно не разглашается).

«Сейчас рынок поднялся до рекордных высот. Появились новые покупатели из Европы, Азии, Латинской Америки и с Ближнего Востока», - заявил журналистам Маккил Хагерти, основатель и директор одноименной страховой компании в штате Мичиган. Компания поддерживает обширную базу данных по экзотическим и ретроавтомобилям, на страховке которых специализируется. Средняя сделка аукционов выросла на 29% с $416 696 до $535 648 - по сравнению с 2013 г., сказал Хагерти.

Из 129 автомобилей, выставленых на торги канадским RM Auctions, 32 были автомобилями марки Ferrari. Лидер - 275 GTB/C Speciale 1964 г., один из трех существующих экземпляров, был продан за $26,4 млн. Второе место занял 275 GTB/4 1967 г., принадлежавший когда-то голливудской звезде Стиву Маккуину, который купили за $10,2 млн. Аукционный дом Gooding из Санта-Моники (Калифорния) выставил на продажу 121 машину, самая дорогая из которых, Ferrari 250 GT SWB California Spyder 1961 г., «ушла» за $15,2 млн. Ставки за Ferrari 365P Berlinetta Speciale Tre Posti 1966 г. достигли $22,5 млн., но продажа не состоялась (причина не раскрывается).

Но и эти суммы выглядят относительно скромно по сравнению с рекордной ценой, заплаченной за автомобиль в частной сделке. По данным Bloomberg, в октябре 2013 г. Ferrari 250 GTO 1963 г. был продан напрямую, без участия аукционеров, за $52 млн.

Машины с эмблемой вставшего на дыбы жеребца остаются самыми востребованными среди коллекционеров. «За последние три года рынок Ferrari сильно изменился - цены выросли как минимум втрое», - заявил журналистам специалист по истории этих автомобилей швейцарец Марсель Массини. По его оценке, совокупная стоимость двадцати Ferrari Testa Rosa, расставленных на идеальных лужайках эксклюзивного гольф-клуба Пеббл-Бич во время Concours d'Elegance этого года - около $1 млрд. «Если бы это был мир искусства, то эти машины приравнивались бы к шедеврам Пикассо», - прокомментировал ценность Ferrari Хагерти.

В десятку самых дорогих продаж на аукционах фестиваля в Монтерее, куда в предыдущие годы попадали только Ferrari, в этот раз вошел и прототип гоночного Ford GT40 1967 г., проданный RM Auctions за $6,93 млн. По иронии судьбы машины именно этой модели составили серьезную конкуренцию Ferrari на гоночных трассах конца 1960-х.

Многие коллекционеры и бизнесмены приобретают ретроавтомобили в далеком от идеального состоянии, чтобы инвестировать в реставрацию и существенно повысить их стоимость. Например, заляпанный грязью кабриолет Jaguar XK120 Drophead Coupe 1953 г. был продан на аукционе Bonhams «всего» за $43 000. Новому владельцу придется потратить немало усилий и средств на реставрацию автомобиля, но его стоимость в хорошем состоянии оценивается в $150 000-180 000.

О похожем случае рассказал 73-летний фермер из Калифорнии Фриман Браун, распродающий свою коллекцию редких автомобилей. Два года назад он продал Duesenberg 1935 г. за $500 000. Год спустя, после тщательной реставрации, которая обошлась примерно в $400 000, автомобиль перешел к другому хозяину, но уже за $1,5 млн. А совсем недавно был перепродан следующему владельцу за $2,5 млн. Цены классических Ferrari продолжают доминировать над стоимостью других экзотических и ретромарок - Alfa Romeo, Aston Martin, Duesenberg, Jaguar, Maserati, Mercedes-Benz, но и их цены показывают головокружительный рост.

В нижнем сегменте рынка активны начинающие коллекционеры и инвесторы. Именно для них известные аукционные дома включают в реестры ранние автомобили японских марок. Toyota 2000GT 1967 г. была продана во время фестиваля за без малого $1,2 млн, а Mazda Cosmo 1967 г. и Nissan Skyline 1972 г. - более чем за $200 000 каждый.

Позитивная динамика цен на рынке ретро- и экзотических автомобилей настолько впечатляет инвесторов, что они все чаще рассматривают их как альтернативу для вложения капитала - наряду с искусством и антикварной мебелью. Громкие имена предыдущих владельцев, безусловно, играют роль, но, как правило, в выигрыше оказываются те, кто может распознать среди «старых» автомобилей подлинные шедевры дизайна и инженерной мысли.