Адреналин хорошей выдержки
На калифорнийском побережье США, в небольшом городе Монтерей и его окрестностях прошел фестиваль классических автомобилей, собравший несколько тысяч участников со всего мираМонтерей и его окрестности будто специально созданы для мероприятий вроде фестиваля Monterey Car Week. До города около двух часов езды на юг от Сан-Франциско по 6-полосному хайвею. Регион покрыт виноградниками, дающими миру знаменитые калифорнийские вина, а холмы вокруг города заросли ароматными соснами, в которых скрываются от чужого глаза прелестные особняки с гаражом как минимум на две машины. Да и климат в этой части Калифорнии как на заказ - к полудню, когда из-за горного хребта появляется солнце, прохладное туманное утро сменяется ясным, но нежарким днем, который завершается великолепным закатом в океан. Для полноты картины следует также упомянуть обширную сеть скоростных и местных дорог в идеальном состоянии.
Конкурсы ретро- и экзотических автомобилей проводятся в нескольких городах США, но именно калифорнийский Pebble Beach Concours d'Elegance, центральное событие фестиваля в Монтерее, фанаты ретрокаров называют «автомобильным Оскаром». За десятилетия существования (в этом году он проводился в 64-й раз) собственно конкурс оброс дюжинами других мероприятий - гонками на автодроме «Сухая балка» (Laguna Seco), ралли по местным дорогам, аукционами, презентациями концептов и новых люксовых моделей, встречами коллекционеров и вечеринками. Все эти мероприятия фестиваля - недели классических автомобилей Monterey Car Week - проходили в этом году с 11 по 17 августа.
Подавляющее большинство экзотических авто, участвовавших в конкурсе и гонках и продававшихся на аукционах, можно без преувеличения назвать автомобилем-мечтой. Их плавные обводы и отполированные до зеркального блеска кузова и хромированные детали отражали переполненные гордостью лица владельцев, для которых их детища являются символами непревзойденной красоты и грации. Так же считают и тысячи посетителей различных мероприятий фестиваля, заплатившие, к примеру, по $300 за входной билет на финал главного конкурса.
Реставрация и тем более коллекционирование ретроавтомобилей - занятие для очень состоятельных людей, но участники и посетители съезжаются со всей Калифорнии, самого населенного штата США, в котором, как нигде, автомобиль считается признаком общественного положения человека. Приезжают они и из других штатов, из Европы, Южной Америки, с Ближнего Востока и даже из Юго-Восточной Азии.
Ажиотаж вокруг ретроавтомобилей лучше всего продемонстрировали аукционы, наторговавшие за неделю без малого на $400 млн и побившие рекорд по объемам аукционных продаж прошлого года почти на $86 млн. Был также установлен мировой рекорд аукционной цены на автомобиль - Ferrari 250 GTO Berlinetta выпуска 1962-1963 гг. был продан за $38,115 млн.
Быстро растущие цены на ретроавтомобили настолько впечатляют инвесторов, что они все чаще рассматривают их как альтернативу для вложения капитала наряду с искусством и редкими винами. При этом многие владельцы весьма неохотно расстаются со своими любимцами. «Я старею, а жена и дети ничего в этом не понимают и не хотят возиться. За два последних года я продал 20 автомобилей из моей коллекции. Осталось еще восемь, но два-три я обязательно сохраню», - с грустью сказал мне посетитель одного из аукционов, 73-летний фермер из Калифорнии Фриман Браун. Однако, по заявлениям коллекционеров и участников гонок, с которыми я разговаривал, экономические аспект не являeтся для них определяющим. По словам подавляющего большинства, главное - это собственно «Его Высочество Автомобиль».
Это было особенно заметно на автодроме, когда на старт выезжала дюжина спортивных ретроавтомобилей, которые потом с ревом носились по трассе на скромных по сегодняшним меркам скоростях до 160 км/час. За рулем, как правило, сидели сами владельцы - мужчины средних лет или преклонного возраста. Около гоночной трассы и в боксах, где машины ожидали своей очереди, была слышна речь не только на рaзнообразных диалектах американского и британского английского, но и на французском, немецком, итальянском и других языках. «Какой адреналин!» - воскликнул с сильным техасским акцентом пожилой мужчина в винтажном гоночном костюме, стягивая кожаный шлем со слипшейся от пота седой шевелюры после заезда на своей ровеснице - довоенной Alfa Romeo.
«Это непревзойденное ощущение - гонка на великолепной машине, которую ты знаешь до последнего винтика и используешь до предела возможностей», - сказал болельщикам и журналистам участник гонок 63-летний Брюс Канепа, в прошлом профессиональный автогонщик, а сейчас - владелец одной из крупнейших в США частных коллекций экзотических автомобилей и хозяин процветающего бизнеса по их реставрации и продажам. Канепа прошел гонку на своем любимце - Porsche 959, который он купил новым в 1988 г. и потом существенно доработал.
Среди фанатов ретроавтомобилей достаточно и просто любителей прекрасных машин. Например, гонки на автодроме Laguna Seco, которые посетили около 50 000 зрителей, обслуживали всего 35 платных сотрудников и около 500 волонтеров, приехавших из окрестных городов, дальнего Лос-Анджелеса и даже из других штатов. «Здесь так много красивых авто и интересных людей», - пояснил мне свои мотивации для работы на добровольных началах 74-летний отставной почтальон из Монтерея Эл Малхоланд, который развозил посетителей по автодрому на гольф-карте. «А от звука мощного двигателя у меня на голове волосы дыбом встают... Те, которые остались», - добавил он со смехом.
В самом Concours d'Elegance, как во всяком серьезном конкурсе, установлены жесткие правила - например, автомобиль должен быть в идеальном состоянии и все его агрегаты, вплоть до прикуривателя, должны работать, а машина, участвовавшая в конкурсе, не может выставляться снова в течении 10 лет. В этом году заявки на участие в конкурсе были поданы на 700 ретроавтомобилей, из которых жюри отобрало только 213. «Это уже не просто автомобили, - сказал о расставленных на идеальных лужайках машинах один из посетителей конкурса. - Теперь они капитал».
Все допущенные к конкурсу машины были разбиты на 26 категорий - от «Ранних паровых» и «Довоенной европейской классики» до «Восстановленных послевоенных» и соревновавшихся в отдельных категориях Ferrari и Maserati. Была и категория «Восточноевропейские мотоциклы», среди которых выделялся знакомый каждому советскому байкеру мотоцикл «Ява», в данном случае модель Z15 выпуска 1960 г., принадлежащая коллекционеру редких мотоциклов Вирджилу Элингу из Калифорнии. «У меня есть небольшая коллекция ретроавтомобилей, но я просто обожаю байки из Восточной Европы. Сегодня прокачусь еще на двух», - сказал мне Эллинг после проезда на «Яве» перед судьями.
Во многом Concours d'Elegance напоминает выставку породистых собак. Толпа участников и гостей состоит в основном из поджарых, хорошо загорелых джентльменов почтенного возраста в соломенных панамах, клубных пиджаках и светлых брюках и их очаровательных спутниц в элегантных платьях и весенних шляпках. Придирчивые судьи в таких же пиджаках (но форменных бейсболках) изучали каждый сантиметр выставленных автомобилей и определяли «лучшего в породе», т. е. в каждой категории.
Одним из таких победителей (в категории «Послевоенные авто для путешествий») стал Jaguar ХК120 выпуска 1951 г. Его владелец, 49-летний англичанин Стюарт Дибл, в прошлом сотрудник компании Jaguar Land Rover, приобрел автомобиль в декабре 2012 г. и потратил немалые средства и 6 месяцев на его реставрацию до идеального состояния. «Я сделал это из любви к машине, но стоит она теперь очень дорого», - с улыбкой прокомментировал мне награду Дибл.
Наряду с Ferrari автомобили марки Jaguar были, пожалуй, самыми заметными во время автонедели. Производитель, компания Jaguar Land Rover, представил в Калифорнии сразу три новых прототипа: спортивное купе Jaguar F-Type Project 7 - самый мощный из когда-либо созданных «Ягуаров», который будет выпущен в количестве 250 экземпляров, внедорожник Range Rover Sport в спортивной версии SVR и улучшенную, полностью алюминиевую реплику облегченного Jaguar E-Type 1963-1964 гг. Полвека назад было запланировано сделать 18 автомобилей, но было произведено лишь 12 алюминиевых облегченных E-type, а шесть пронумерованных шасси оставались на складе. Для выпуска реплик команда Jaguar Heritage из нового подразделения JLR Special Operations использовала спецификации и технологии 60-х гг. Машины собраны вручную, будут полностью аутентичны и смогут получить сертификат FIA для участия в гонках классических спортивных автомобилей. Все шесть экземпляров гоночной легенды уже проданы. Цену в компании не называют, но директор отдела специальных операций компании Джон Эдвардс, разработавший прототипы, описал мне ее как «к северу от миллиона».
Из победителей Concours d'Elegance по категориям жюри выбирает абсолютного чемпиона, которому присваивается почетный титул «Лучший в шоу». В этом году он достался Ferrari 375 ММ Scaglietti Coupe выпуска 1954 г., принадлежавшему когда-то знаменитому итальянскому кинорежиссеру Роберто Росселини. Нынешний владелец автомобиля - 76-летний Джон Ширли, экс-президент Microsoft, приобрел и восстановил этот Ferrari в 1995 г., а в 1998 г. показал его на «Пеббл-Бич», где машина была признана лучшей в категории. «Я нахожусь в состоянии экстаза», - сказал Ширли восторженной толпе, получая приз. Сейчас в его коллекции 25 редких автомобилей.
Интересно, что в Pebble Beach Concours d'Elegance послевоенный автомобиль - Maserati Mistral Coupe 1964 г. - получил титул «Лучший в шоу» почти полвека назад, в 1968 г., а все остальные «чемпионы» были выпущены до 1939 г. Закономерность можно объяснить тем, что критерии красоты со временем меняются - то, что казалось футуристически прекрасным несколько десятилетий назад, сегодня может выглядеть наивным, даже нелепым. Только подлинная красота переживает эпоху, в которую она была создана.
Эту несложную истину понимали, например, те коллекционеры живописи, которые под насмешки современников покупали в начале ХХ в. полотна импрессионистов. Она в полной мере относится и к автомобилям. Пройдет время, изменятся вкусы и мода, но шедевры дизайна и инженерной мысли своего времени, показанные в Монтерее, останутся с человечеством надолго.