24 июня 2024

Наши регионы

Прорыв уездного города

Рыбинск развивается как промышленный и туристический центр

Александр Тихонов / Ведомости

Рыбинск, более чем в 3 раза уступающий Ярославлю по численности населения (173 910 и 567 443 человека соответственно), всегда слыл передовым в Ярославской области. Расположенный в полутора часах езды на автомобиле от областного центра на двух берегах Волги город является форпостом промышленности: здесь размещены входящий в «Ростех» ПАО «ОДК-Сатурн» (занимается производством газотурбинных двигателей для авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, судов, морских и приморских промышленных объектов) и управляемый ОСК судостроительный завод «Вымпел» (выпускает ракетные и патрульные катера нового поколения, скоростные поисково-спасательные, пожарные, гидрографические и другие специализированные суда) и другие предприятия ОПК.

Из-за большого количества оборонных предприятий Рыбинск в советские годы считался закрытым городом. Большинство речных круизных теплоходов проходили в то время его исключительно ночью, а сейчас все больше останавливаются у местного причала. В 1967 г. здесь по инициативе директора Рыбинского НПО моторостроения (нынешний «ОДК-Сатурн») Павла Дерунова был построен первый в Ярославской области 12-этажный жилой дом с нестандартной планировкой квартир. К слову, это не последний случай, когда Рыбинск обогнал в развитии Ярославль. Но такую вольность болезненно восприняли в Ярославском обкоме – дескать, негоже лезть поперед столицы области, – и, как вспоминают старожилы, в Москве с подачи ярославских бюрократов встал вопрос о соответствии Дерунова посту руководителя ведущего оборонного предприятия.

Промышленник в итоге устоял и продолжал руководить заводом до 1986 г. с перерывом на 1973–1974 гг., когда он работал заместителем министра авиационной промышленности. В должности главы НПО моторостроения Дерунов получил Госпремию СССР в области науки и техники и стал Героем Социалистического Труда. Премию гендиректору дали за внедрение научной организации труда – тема сверхактуальная сегодня, в пору борьбы с кадровым голодом и за повышение производительности. А площадь, на которой была построена та самая двенадцатиэтажка, с 2005 г. носит его имя. Шесть лет назад прилегающая к площади Дерунова главная улица Рыбинска – Крестовая – пережила масштабную реконструкцию. Приоритетом стало движение общественного транспорта и пешеходов, а автомобили могут по ней передвигаться только в одном направлении.

Все провода на Крестовой убрали под землю, и Рыбинск вновь обошел Ярославль, став первым городом в области, где была решена подобная задача. Проект был назван «Чистое небо». Для его реализации местным чиновникам пришлось провести не одну встречу с провайдерами. В ходе продолжительного диалога их удалось убедить перенести провода в канализацию «Ростелекома». Как рассказывал в 2019 г. тогдашний мэр Рыбинска Денис Добряков, власти решили воссоздать облик города, каким он был задуман в XIX в., во времена интенсивного каменного строительства. Вдохновителем и автором проекта по возвращению историческому центру Рыбинска его первозданного облика с помощью прославивших город среди любителей внутреннего туризма старинных вывесок является Митя Кузнецов – рыбинец в шестом поколении, мультиинструменталист и многодетный отец.

Дачное местечко

Кузнецовы живут в старом купеческом доме на левом берегу Волги возле храма Иверской иконы Божией Матери. По ту сторону Волги – центральная часть Рыбинска. Напоминанием о располагавшемся здесь до революции селе Александровском осталась улица Александровская, на которой и стоит особняк. Моста через Волгу при царе не было, но между Рыбинском и Александровским курсировал паром, а село, застроенное в конце XIX в. деревянными особняками, было наиболее популярным у рыбинцев дачным местом. Дома сдавались в аренду по цене от 25 до 350 руб. за летний сезон.

В доме Кузнецова оборудована мастерская «Этно-кузня», где он пишет музыку, играет на старинных музыкальных инструментах и работает над своими проектами, в том числе каждый год – над организацией Дня города. А еще Кузнецов во дворе своего дома организует так называемые усадебники, гостями и участниками которых становятся музыканты и артисты из разных стран мира. «Усадебники я старался раньше делать каждый месяц в течение теплого сезона. В прошлом году я сделал один усадебник, в этом году, наверное, парочку сделаю. Их стало меньше, потому что у меня очень большая нагрузка с Днем города – в этот день я провожу фестиваль «Карнавал старинной вывески», – говорит музыкант.

Проводя музыкальные фестивали, Кузнецов придумал еще один проект – «Традиции села Александровского». Вместе с настоятелем Иверской церкви, что напротив, он благоустроил прилегающую лужайку, установил несколько воссозданных фонарей дореволюционного образца – и получилось новое общественное пространство. Вместе с жителями близлежащих домов теперь тут отмечают светские и церковные праздники. «И мне было интересно раскопать прошлое жителей этой местности, я пригласил директора музея истории Мологского края (Молога – город в Ярославской области, затопленный в 1940-е гг. при создании Рыбинского водохранилища. – «Ведомости») Анатолия Клопова. И мой интерес был в том, чтобы местные жители рассказали бы историю своей жизни здесь. Мы отобрали несколько таких историй, я написал свою, и при поддержке Фонда президентских грантов в «Этно-кузне» была издана книга «Дачное местечко», – рассказывает Кузнецов.

Дореволюционный советчик

Несколько лет назад Кузнецов и его проект по обновлению вывесок в центре Рыбинска произвел фурор федерального масштаба. Аншлаги, оформленные по дореволюционным канонам с применением использовавшихся в царское время красок и материалов, украшают исторические улицы города – Крестовую, Стоялую, Преображенскую, Волжскую набережную и др. Навстречу идее Кузнецова по приданию Рыбинску исторического облика пошли как местные власти и предприниматели, так и крупные федеральные игроки, включая ритейлеров и государственные компании. В результате получилась уникальная синергия, и за стариной в промышленный город потянулись туристы. В соцсетях можно увидеть современные фото Рыбинска, которые не отличишь от дореволюционных, особенно если они опубликованы с применением эффекта сепии.

Несколько лет подряд Кузнецов занимается организацией «Карнавала старинной вывески» на Дне города в Рыбинске. В прошлом году он арендовал у первого в России Музея фортепиано (открыт в Рыбинске в 2019 г.) Алексея Ставицкого пять роялей, установил их на постаменты на Крестовой улице и пригласил музыкантов из Москвы исполнять произведения русской классики. «Художник Нина Матвеева, с которой мы вместе создаем старинные вывески, разработала эскиз огромных штор, которые мы пошили и развесили на фонарях вдоль улицы, и получился филармонический зал под открытым небом. Этот формат я назвал «Рояль-дефиле». Таким образом наконец соединились Стоялая улица и Красная площадь через улицу Крестовую. К музыке подключились вывески, и получилась совершенно необычная среда – все в связке. То есть шесть-семь лет должно было пройти, чтобы проект реализовался целиком», – вспоминает Митя.

Грандиозные творческие планы у музыканта и на приближающийся День города в Рыбинске, который будет отмечаться 3 августа. Город получил статус уездного и был переименован из Рыбной слободы в Рыбной указом Екатерины II в 1777 г. Сама императрица посетила слободу за 10 лет до этого, путешествуя по Волге. Первое упоминание слободы зафиксировано в духовной грамоте (завещании) великого князя московского Ивана III в 1504 г., так что этим летом будет отмечаться своеобразный юбилей. Слободу правитель России основал в последней четверти XV в. в борьбе со своим младшим братом, князем Андреем Большим Угличским, за места ловли ценных осетровых рыб – осетров, белорыбиц, стерлядей. Удельному князю эти богатства в конечном итоге стоили и свободы, и жизни, а его подданных из левобережной Усть-Шексны власти переселили в слободу на правый берег. Бывшие же яблоком раздора стерляди в итоге оказались на гербе города.

Как и предыдущие организованные Кузнецовым праздники, предстоящий на Дне города «Карнавал старинной вывески» запланирован в стиле дореволюционной России. На фестивале пройдет «Гербовое шествие». «Я к нему готовился несколько лет. Герб города служит средством идентификации и отображает его уникальные черты, историю, культурные особенности, подчеркивает историческое наследие и ценности местного населения. И мы изготовим гербы Рыбинска, Мологи, Ярославля, а в перспективе гербы других городов области и пройдем с ними по центральной улице города. И поскольку 2024 г. объявлен Годом семьи, я хочу, чтобы за каждым гербом шла семья, представляющая этот город», – рассказывает Кузнецов.

Механическая тяга

Не только на продукцию военного назначения ориентирована промышленность Рыбинска. Известные по всей России снегоходы «Буран» производятся здесь уже более 50 лет. Производство компании «Русская механика» расположено в промзоне на левом берегу Волги. «Буран», пожалуй, самый известный бренд компании, но далеко не единственный. Инженеры «Русской механики» проектируют и разрабатывают новые модели снегоходов, которые уверенно занимают свою нишу на рынке. Также на заводе производятся квадроциклы.

Несколько лет назад целью «Русской механики» было стать компанией мирового класса, рассказывает генеральный директор предприятия Леонид Можейко: «Мы исходили из того, что рынок глобальный и, имея доступ к существующим на нем технологиям, конструкторским решениям, новым материалам, новым программным продуктам, мы имеем все предпосылки для того, чтобы быть конкурентоспособной компанией». Еще недавно компания поставляла квадроциклы в 11 стран Европы, 2021 г. был самым успешным с точки зрения экспорта, вспоминает Можейко. Санкции перекрыли рынок стран Евросоюза для «Русской механики» и усложнили производство, так как 10% номенклатурных позиций импортировались из США, Канады, Японии, Финляндии, Австрии и Германии.

«Новые реалии потребовали пересмотра концепции смысла жизни компании, и мы трансформировали корпоративную цель – теперь она звучит так: стать компанией-лидером в России по разработке, производству и поставке на рынок легкой внедорожной техники. Мы несколько расширили продуктовую линейку – это не только снегоходы, это и квадроциклы, и это двухколесная техника. Мы расширили наше представление о том, что это должна быть техника и на электрическом ходу», – говорит гендиректор «Русской механики».

Весной 2022 г. на заводе стали «судорожно считать запасы комплектующих на складе и определять, на какой период времени их хватит», вспоминает Можейко. Импортировавшиеся из стран, которые позднее будут признаны в России недружественными, компоненты определяли качество изделия и были стратегически важными для работоспособности снегоходов и квадроциклов. «За последние два с половиной года мы нашей сплоченной командой провели сверхинтенсивную конструкторско-технологическую работу и на сегодняшний день чувствуем себя увереннее, чем несколько лет назад. Глубина нашего технического понимания по конструкции собственных машин стала выше, мы приобрели дополнительные компетенции в этот период времени», – отмечает Можейко.

В 2023 г. на «Русской механике» было открыто бюро дизайна, которое возглавил вернувшийся в Россию ведущий дизайнер BMW Евгений Жуков. В компании идет техническая подготовка нового трехосного полноприводного квадроцикла, который, по утверждению Можейко, по базовым характеристикам превосходит американские аналоги Polaris и BRP Outlander. Квадроцикл был разработан в глубокой кооперации с учеными и инженерами МГТУ им. Н. Э. Баумана. В 2023 г. на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение о строительстве мощностей по производству четырехтактных малокубатурных двигателей стоимостью 2,2 млрд руб. «Русская механика» не потеряла интереса к зарубежным рынкам, но теперь использует другую модель – создание локализованных производств. Перспективными рынками являются страны Латинской Америки и Турция.

Школа двигателестроения

В 2023 г. была утверждена и запущена амбициозная программа развития ведущего рыбинского университета РГАТУ им. П. А. Соловьева до 2032 г. Один из важных ее проектов – создание на базе вуза кампуса мирового уровня «Меркурий». Он будет построен за счет средств федерального бюджета при финансовой поддержке правительства Ярославской области и ключевых индустриальных партнеров. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация на объекты кампуса.

Проект кампуса «Меркурий» предполагает строительство центра молодежных индустриальных конструкторско-технологических бюро, в который войдут научно-исследовательский институт морского и авиационного газотурбостроения и искусственного интеллекта, восемь дуальных лабораторий и технопарк «Лоция». Также на площади более 47 000 кв. м появится студенческое общежитие со столовой на 1200 мест, многофункциональный культурно-просветительский центр «Компас» и физкультурно-оздоровительный комплекс «Федор Ушаков». В рамках создания кампуса также планируется реконструкция объектов культурного наследия – первого корпуса университета и учебно-лабораторного корпуса, а также студенческого клуба «Прометей», который находится в здании бывшего польского католического костела. Кстати, название кампуса не имеет отношения к космосу, хотя многие проводят параллель между «ОДК-Сатурн» и «Меркурием». Рыбинский кампус назван в честь местного купца, благотворителя, общественного деятеля Меркурия Елизаровича Комарова. На его деньги в Рыбинске были построены механико-техническое училище и ремесленная школа. От них начали свою историю первые профессиональные технические заведения в Рыбинске. И сейчас в здании располагается РГАТУ.

Еще один важный проект, который уже реализуется в РГАТУ им. П. А. Соловьева, – это передовая инженерная школа «Технологии двигателестроения», единственная в Ярославской области. В декабре 2023 г. РГАТУ им. П. А. Соловьева вошел в пятерку победителей всероссийского конкурса «Передовые инженерные школы» наряду с МГУ, СПбГУ, МИРЭА, КАИ.

1 сентября 2024 г. «Технологии двигателестроения» откроют свои двери для первых 40 студентов для обучения инновационному машиностроению. Студенты будут учиться в дуальных лабораториях, объединяющих вуз и предприятия. Сейчас идет ремонт помещений, на закупку высокотехнологичного оборудования планируется направить 330 млн руб. Первые станки уже поступили в вуз.

Студенты будут изучать проектирование роботизированных комплексов в машиностроении, производственный менеджмент, технологическое предпринимательство, IT-дисциплины. Эти компетенции крайне востребованны на инновационных предприятиях России. Выпускники передовой инженерной школы станут инженерами-управленцами для цифровых производств. К новому учебному году РГАТУ им. П. А. Соловьева также разработал передовые образовательные программы для подготовки специалистов в области авиадвигателестроения (флагманский проект «Крылья «Ростеха»), IT (проект «Код «Ростеха»), беспилотных летательных систем и территориального сервиса.

Как бы ни были важны бюджетные инвестиции, самое важное в Рыбинске – это энергичные, инициативные горожане, отмечает живущий здесь историк Леонид Иванов. «Например, имеющая статус некоммерческой организации «Рыбинская археологическая экспедиция», возглавляемая Александром и Ириной Рыкуновыми, в результате ежегодных исследований на двух берегах Волги фактически вернула городу семь веков его истории, c XI столетия. В 2021 г. Рыбинск отметил 950-летие первого упоминания в русской летописи под 1071 г. своей предшественницы, Усть-Шексны. Или, например, Александр Рыжков с единомышленниками открыл в городе Литературный музей и провел уже несколько всероссийских поэтических фестивалей имени Льва Ошанина (автор советской детской песни «Пусть всегда будет солнце» тоже родом из Рыбинска). Издатель Виталий Горошников и его команда «Медиарост» выпускают книги о родном крае для чтения всей семьей, и они ежегодно получают награды на различных книжных ярмарках. Последняя из таких – по сути, отечественный географический «Оскар» – премия Русского географического общества «Хрустальный компас» за серию фотоэнциклопедий «Россия: визуальный код», – рассказывает Иванов.

Этот ряд примеров можно продолжить, говорит историк: «Для инициативных людей размеры Рыбинска идеальны – он не типичный патриархальный малый город, но и не суетливый большой мегаполис. Эффект любого начатого проекта здесь заметнее, ярче, выпуклее. И неважно, касается ли это промышленности, бизнеса, образования, культуры или туризма. При этом исследования истории города Рыбинска в самом разгаре, и я не сомневаюсь, что новые открытия последних лет будут базой для новых идей, новых маршрутов и новых книг».

17 октября 2024

Родные места

Малые города могут стать серьезным ресурсом развития страны

Они привлекают внимание к регионам с их туристическим потенциалом, историей и богатствами

Дмитрий Соснин

заведующий кафедрой территориального развития им. В. Л. Глазычева Института общественных наук РАНХиГС

Малые города по градостроительным нормам и правилам – это города с населением менее 50 000 жителей. У нас в стране, по оценкам Минстроя, который подсчитывал индекс качества городской среды за 2023 г., из 1117 городов порядка 800 являются малыми. Городов-миллионников у нас всего 16. Поэтому можно сказать, что малые города – это наиболее распространенный тип городов в нашей стране.

Несмотря на небольшую долю живущих там в общем населении России, малые города играют важную роль в жизни страны. Многие из них имеют историческую ценность, как, например, Суздаль и Дербент. Некоторые возникли в период индустриализации и являются моногородами, что делает их уязвимыми из-за зависимости от одного производства. Также есть малые города – особенно в Арктике и на Дальнем Востоке, – которые важны для экономики и имеют геостратегическую значимость.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2024