Антисемиты переквалифицировались в националистов

Антисемитизм идет на убыль, радикалы переключаются с евреев на мигрантов, выяснили израильские эксперты
На постсоветском пространстве, отмечают эксперты, относительно низкий уровень насильственного антисемитизма/ Е. Ширинкина/ для Ведомостей

Число насильственных преступлений на почве антисемитизма в мире снизилось на 12% — с 410 случаев в 2015 г. до 361 в 2016 г. Об этом говорится в докладе «Антисемитизм в мире», представленном в воскресенье в университете Тель-Авива. Во Франции таких случаев стало меньше на 61%, в Великобритании — больше на 11%. По словам профессора Дины Порат, причина снижения числа насильственных преступлений в отношении евреев заключается в усилении мер безопасности и улучшении координации работы спецслужб. Однако, по словам Порат, возросло число оскорбительных высказываний в интернете, который стал основной площадкой для антисемитизма, а также случаев осквернения кладбищ. Согласно исследованию Всемирного еврейского конгресса, каждые 83 секунды в 2016 г. в интернете по всему миру публиковалось одно сообщение антисемитского характера.

В докладе также отмечается, что приток иммигрантов в Европу не повлиял на уровень антисемитизма, поскольку они пытаются организовать нормальную жизнь на новом месте. Однако внимание к проблемам миграции в европейских странах привело к усилению крайне правых и неонацистских движений. «Евреи теперь не основной предмет нападок, возрастают национализм и расизм в целом», — поясняет председатель совета Центра Кантора при Тель-Авивском университете Арье Цукерман. Так, в Германии число нападений на места проживания мусульман выросло втрое — около 3000 случаев по сравнению с примерно 1000 случаев в 2015 г., говорится в докладе: «Чем острее будет проявляться кризис с беженцами, тем более агрессивными будут действия в отношении иммигрантов, что грозит им реальной расправой, наряду с другими меньшинствами в целом». Представители правых движений, укрепляющих свое положение в Европе, стараются избегать антисемитских заявлений, но позиция их лидеров не совпадает с антисемитской деятельностью их сторонников, подчеркивают авторы документа.

В то же время на постсоветском пространстве, отмечают эксперты, относительно низкий уровень насильственного антисемитизма. В России он распространен в виде устных заявлений: в частности, нередко упоминается якобы еврейское происхождение представителей оппозиции, говорится в докладе. На Украине же антисемитизм в основном проявляется в виде нападений на еврейские святыни без «должной реакции со стороны властей», а также путем прославления националистических движений времен Второй мировой войны.В конце 2016 г. «Левада-центр» по заказу Российского еврейского конгресса подготовил исследование о состоянии антисемитизма в России. Из него следует, что к евреям относятся негативно лишь 8% россиян, но можно выделить несколько уровней антисемитской агрессии: устойчивое ядро антисемитов и ксенофобов (8-16% опрошенных), те, кто поддерживает антисемитские и ксенофобские клише (18–35%), и те, кто считает, что русские должны иметь преимущества перед другими нациями или что президент должен быть русским (40–65%). При этом антисемитизм очень маргинализирован и концентрируется на периферии гражданской и социальной жизни, а антисемитские стереотипы и клише существенно ослабли, хотя и не уходят из массового сознания. Тем не менее «еврейский вопрос» в России утратил остроту и актуальность, констатировали социологи.

Вскоре после этого, в начале 2017 г., зампред Госдумы Петр Толстой в одном из публичных выступлений упомянул тех, кто «рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в 1917 г.». Его слова подверглись критике со стороны представителей еврейских общин России.

То, через что сейчас проходит Европа — переключение с евреев на мигрантов, в России произошло 15 лет назад, говорит директор центра «Сова» Александр Верховский: «Число нападений [на евреев] в России никогда не было высоким, а в последние годы произошло снижение - сейчас это около пяти случаев в год». К тому же у антисемитизма у нас и «у них» разные носители, полагает он: «В России это люди, считающие антисемитизм частью идеологической платформы, которые любят порассуждать о мировом заговоре. В Европе часть антисемитов - это люди с ультраправыми взглядами, а новые антисемиты — это часть мусульманских активистов, для которых эта тема связана с Израилем. В России же израильская тема как главный двигатель антисемитизма уж точно не стоит на первом месте в мусульманском сообществе, для ультраправых Израиль вообще не тема». С выводами доклада по России и Украине Верховский согласен, хотя сравнивать эти страны сложно: «Украина вполне демократическое государство, там нет цензуры, даже крайние группы не ограничиваются, хотя, видимо, это временная ситуация. В России же, если кто-то типа Толстого что-то ляпнет, то возникает скандал, поскольку такие выражения - редкость и выход за установленные рамки. Но нельзя сказать, что это лучше, чем на Украине, поскольку в России антисемитизм в мейнстриме жестко цензурируется, и еще неизвестно, что бы говорили политики, если бы этого не было».