Полиция Петербурга заинтересовалась НКО с иностранным финансированием
От них затребовали сведения о сотрудниках, волонтерах и политических акцияхДокументы о волонтерах, финансах и проведении политических акций петербургских некоммерческих организаций (НКО), которые когда-либо получали иностранное финансирование, заинтересовали полицию. Об этом «Ведомостям» сообщил руководитель юридической службы Клуба юристов НКО Максим Оленичев. Всего документы запрошены более чем у 10 организаций, в том числе у «Гражданского контроля», «Ночлежки», петербургского «Мемориала». Документы запрашиваются в связи с начатой 11 июля 2016 г. оперативной проверкой на основании п. 4 ч. 1 ст. 13 закона о полиции, говорится в запросе в «Гражданский контроль». Организацию просят предоставить в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК) УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга выписки по расчетным счетам, сведения о направлениях деятельности, документы о расходовании денежных средств, сведения о пожертвованиях и грантах, штатное расписание сотрудников НКО, сведения о волонтерах, проведении политических акций и другие сведения.
Руководитель «Гражданского контроля» Елена Шахова говорит, что во вторник их адвокат отнесет ответ, документы они предоставлять не будут, поскольку запрос немотивирован: «Закон о полиции четко говорит, что полиция вправе у НКО запрашивать документы по уголовным делам и административным правонарушениям или если есть сообщения о преступлениях, – в запросе полиции такой информации нет». Она напоминает, что после признания организации иноагентом они сдают в Минюст ежеквартально отчеты о деятельности и ежегодное аудиторское заключение. Директор «Ночлежки» Григорий Свердлин говорит, что к ним дважды приходили запросы на документы от МВД в этом году – в августе и в ноябре, оба раза они предоставляли весь требуемый пакет. Исполнительный директор петербургского «Мемориала» Галина Школьник рассказывает, что их юрист также попросит обосновать требования по запросу документов: «Это очень большая работа, которая потребует от нас оторваться от основной деятельности. У нас не так много сотрудников, мы хотели бы продолжать помогать пожилым людям, а не бесконечно копировать документы для полиции».
В ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Ведомостям» оперативно не ответили на запрос. Собеседник в петербургской полиции сказал, что «есть некое дело, по которому проверяется расходование денежных средств на предмет разных непотребств». Что это за дело, он не уточнил, сказав, что пока идет оперативная проверка.
Планы Минюста
В следующем году Минюст проведет плановые проверки в Фонде Ельцина, Вольном историческом обществе, фонде «ВЦИОМ», Московском обществе сознания Кришны, санкт-петербургской «Беллоне», говорится на сайте ведомства.
Подобные документы обычно запрашивают Минюст и прокуратура, однако проверки Минюста регламентированы законом и год назад Конституционный суд определил, что при прокурорских проверках НКО тоже должен соблюдаться определенный порядок, а вот для проверок полиции никаких жестких сроков нет и информацию органы могут получить быстрее, говорит Оленичев. Он считает, что государство использует новую технологию давления на НКО. Среди организаций, у которых запросили документы, есть те, что включены в реестр иностранных агентов, и есть не ведущие публичную деятельность – однако все они получали иностранное финансирование, подчеркивает Оленичев. По его словам, все запрашиваемые документы можно получить в других госорганах, куда НКО ежегодно сдают документы. Поскольку информацию собирает ОЭБиПК, то при выявлении нарушений могут быть возбуждены уголовные дела по экономическим и налоговым преступлениям, считает он.
Проверка, возможно, связана с финансово-хозяйственной деятельностью НКО, полагает руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Он вспоминает, что уголовное дело Следственный комитет после проверки ФНС в Самаре возбуждал против руководителя «Голос-Поволжье» Людмилы Кузьминой, которой вменяли неуплату налогов с гранта, полученного от фонда «Голос». МВД занимается проверкой общественных организаций обычно на Северном Кавказе, говорит Чиков: «Пока нынешняя волна проверок ограничена только Санкт-Петербургом, поэтому можно говорить о местной инициативе».