Депутаты хотят запретить российским организациям отвечать иностранцам

Запрет может относиться и к СМИ, его выполнение будет контролировать ФСБ
PhotoXPress
PhotoXPress

В Госдуму внесен законопроект о запрете предоставлять любую информацию, за исключением ранее опубликованной, иностранным государствам и международным организациям без предварительного согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Авторы - депутаты трех фракций, члены думского комитета по вопросам собственности: Сергей Гаврилов (КПРФ), Андрей Свинцов (ЛДПР), Заур Аскендеров и Владимир Афонский (оба - "Единая Россия"). Поправки вносятся в закон "Об информации".

Проект закона запрещает предоставление информации без такого согласия "по запросам, обращениям или требованиям иностранных государств, международных организаций, иностранных и российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранных государств либо иностранных организаций, иностранных органов власти и управления, иностранных органов и организаций, осуществляющих распорядительные, контрольные, надзорные и иные функции, без получения предварительного согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти".

Понятия не определены

По словам одного из авторов действующего закона о СМИ, старшего научного сотрудника Центра цивилистических исследований Института государства и права РАН Владимира Энтина, в этом законопроекте основные термины не определены. Что понимается под иностранными организациями, что понимается под организациями, находящимися под контролем иностранных государств, не определено с достаточной степенью полноты. В информационном обществе информация является воздухом, говорит Энтин. Даже во времена апартеида или расовой сегрегации в США были скамейки и места в общественном транспорте только для белых, однако никому не приходило в голову писать, что воздух - только для белых. Кроме того, продолжает эксперт, неясно, как быть с Конституцией, где провозглашается свобода искать, получать и распространять информацию, а также запрещено вводить цензуру. Если законопроект не дай бог станет законом, то появится большое количество интернет-сайтов и блогов, где будет размещаться информация для ее последующей перепечатки или иного распространения желающими, полагает Энтин.

Исключение составляет ранее распространенная информация или случаи, когда предоставление информации предусмотрено международными соглашениями России или другими федеральными законами.

О чем речь

Что имеется в виду под формулировкой об иностранном контроле и попадают ли СМИ в этот перечень, в самом тексте законопроекта не уточняется. В России работают представительства многих международных СМИ - Reuters, Bloomberg, The Wall Street Journal, Financial Times, AP, "Синьхуа" и т. д. Получается, чиновники и компании не смогут отвечать на их вопросы без разрешения ФСБ, а сами СМИ - публиковать информацию, ранее не распространенную российской организацией.

Представители российских бюро The Wall Street Journal и Financial Times от комментариев отказались. Представитель Thomson Reuters не смог оперативно прокомментировать вопрос. С представителями Bloomberg, AP и "Синьхуа" связаться пока не удалось. Неофициально руководитель редакции одного из иностранных СМИ сказал, что все же полагает, что этот проект не предназначен для ограничений работы иностранных журналистов в России. 

Попадают ли под законопроект СМИ, не очень понятно - нужно более глубоко анализировать вопрос, сейчас речь идет о правительствах других стран и связанных с ними компаниях, говорит автор Андрей Свинцов. "Это надо смотреть структуру издания. Может, издание финансируется правительством США", - говорит Свинцов.

"Последние полтора-два года на нас идет наезд - аресты имущества, связанные с делом ЮКОСа, санкционная политика. Поэтому нужно ограничить доступ американских спецслужб и компаний к информации, которая прямо не нужна для взаимодействия между странами", - объясняет депутат. В качестве примера Свинцов приводит поставку авиационных двигателей в США: "Их правительство принимает решение о санкциях, а перед этим контрагенты запрашивают информацию о структуре продукта, который они покупают: кто производит, какие элементы - в их руках вся финансовая и бухгалтерская информация и прочие данные, которые не являются секретными, но могут нанести вред, потому что санкции могут быть распространены на другие компании". Поэтому должна быть процедура, которая усложнит доступ к такой информации, потому что это наносит нам экономический вред, уверен законодатель. 

Во втором чтении планируется расширить законопроект, разграничив информацию и степень ответственности - за что-то можно ввести и уголовную ответственность, продолжает депутат. "Сейчас речь идет только о компаниях, мы быстро внесли проект, потому что это срочный вопрос, но нужно расширить его и уточнить - например, подумать и о должностных лицах, будут ли лишать их полномочий", - рассказал парламентарий.

"Государство берет на себя ваши риски, риски бизнеса", - объясняет автор Сергей Гаврилов. "Имеется в виду только экономическая информация, СМИ этот законопроект не будет касаться. В США иностранное государство точно так же не может получить никакие сведения от ФМС без соответствующего разрешения", - говорит депутат, уточняя, что кроме ФСБ выдавать разрешение будет и Министерство юстиции. Комитет по собственности выступит соисполнителем по законопроекту вместе с комитетом по информационной политике и комитетом по конституционному законодательству. "Мы сейчас принимаем ряд законопроектов, которые обеспечивают санкционный иммунитет, это служит страховкой. Скорее всего, правительство поддержит эти меры", - уверен Гаврилов.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что речь идет как об информации ограниченного доступа, так и об общедоступной информации, которая не была ранее опубликована. По словам сотрудника спецслужбы, к информации ограниченного доступа относится, во-первых, информация, содержащая гостайну, а во-вторых - коммерческую тайну, служебную тайну (информация с грифом ДСП), подробные сведения об изобретении, персональные данные, тайну усыновления и тайну следствия. По его словам, органом, который будет разрешать предоставлять эту информацию иностранным организациям, будет ФСБ или режимные органы в ведомствах. Получить комментарий ФСБ не удалось.

"Законопроект не видел и не читал, прокомментировать пока не смогу", - заявил председатель комитета по конституционному законодательству единоросс Владимир Плигин.

За предоставление  информации по запросам иностранных государств (кроме случаев, влекущих уголовную ответственность) предусмотрен административный штраф: на граждан - в размере от 50 000 до 100 000 руб., на должностных лиц - от 600 000 до 1 млн руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц - от 1 млн до 10 млн руб.

Авторы отмечают, что административная и судебная практика по делам о трансграничном предоставлении информации такова, что "государственные органы и уполномоченные ими организации ряда стран (в первую очередь США) зачастую игнорируют международные соглашения, направляя напрямую запросы о предоставлении информации, относящейся к деятельности компаний других стран, и придавая таким запросам в соответствии со своим законодательством характер обязательных к исполнению требований, нарушая, таким образом, существующий порядок".

Депутаты ссылаются на международный опыт трансграничной передачи информации ограниченного доступа, "относимой законодательством к государственной, финансовой, коммерческой тайне или приравненной к ней": такие ограничения, пишут они, действуют во Франции, Китае, Германии, Австрии, Италии и других странах.

Такой порядок вещей вполне соответствует сложившейся международной практике - ограничение передачи информации за пределы страны широко практикуется во многих странах, говорит заместитель директора по научной работе юридической группы «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина.

«Законопроект можно было бы поддержать, если бы он касался только строго определенных сведений, а не вообще любой информации, иначе это будет губительно для бизнеса. Более того, вводимый законопроект не должен противоречить статье 23 Конституции РФ о тайне переписке, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений», - отмечает юрист.

Безусловно, предлагаемые ограничения в обмене информацией не способствуют развитию бизнеса с иностранными партнерами, соглашается адвокат, заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев. Необходимо понимать, что административный штраф для юридических лиц до 10 млн руб. создает благодатную почву для злоупотреблений и может использоваться как «дополнительный рычаг» давления на бизнес, подчеркивает юрист.