Артем Кумпель: Диктатура водителя, или четыре рецепта для нанимателей

Управляющий директор «Авито Работы» о том, как бизнесу искать и удерживать синих воротничков

Представители массовых профессий – курьеры, секретари, водители – хотят быстро найти работу, заинтересованы в ежедневной оплате труда и воспринимают деньги, гибкий график и близость к дому как ключевые мотиваторы. В отличие от белых воротничков представители массовых профессий сами связываются с потенциальными работодателями. Все эти нюансы нужно учитывать при найме таких специалистов, ведь спрос на их работу будет только расти.

Синий воротничок с серым оттенком

До 2000-х гг. синие воротнички и массовые профессии считались одним и тем же – сотрудники, занятые физическим трудом, обслуживающие материальную инфраструктуру производств, торговли и досуга, сферу логистики, охраны. Но диджитализация и рост сферы услуг создали спрос на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые профессии в сегменте белых воротничков. Их еще называют серыми воротничками и относят к ним работников колл-центров, бухгалтеров и проч. А потому рынок массовых профессий вырос: теперь это и низкоквалифицированные синие воротнички (грузчики, охранники), и квалифицированные синие воротнички (инженеры, архитекторы), и серые воротнички.

Половина из них – это люди 25–45 лет, т. е. самые физически активные сотрудники. 40% соискателей со средним специальным образованием, 30% – с высшим. Портрет типичного соискателя «Авито Работы» фактически равен среднему портрету представителя массовых профессий в России.

«Авито Работа» в цифрах

525 000
человек разместили вакансии и резюме за последний месяц

1,2 млн
зарегистрированных работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса

11,6 млн
человек, или более 25% посетителей «Авито», приходит в раздел «Работа»

2,2 млн
объявлений

1,95 млн
резюме

~ 250 000
вакансий

Самая востребованная и массовая профессия в России сегодня водитель. Они меняют работу до семи раз в год, российские таксомоторные компании нанимают до 0,5 млн водителей за 12 месяцев. И спрос на водителей продержится еще долго: да, мы много слышим о самоуправляемом автомобиле, но он очень долго будет стоить дороже, чем обычная машина с водителем. На «Авито» для решения разных вопросов приходит 47 млн человек в месяц (по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, аудитория рунета – 92,8 млн человек, или 76% населения), а потому мы можем уверенно говорить о том, кто сегодня ищет работу в массовом секторе в России.

Важно поговорить

Если два работодателя предлагают синему воротничку одинаковую зарплату и график, то срабатывают дополнительные факторы: HR-бренд компании, удаленность от дома, симпатия к нанимающему менеджеру. Это значит, что у малого бизнеса есть неплохие шансы побороться с крупными компаниями за персонал. Например, у нас есть клиенты – маленькие региональные бары и кафе с большим конкурсом на вакансии. У владельцев таких бизнесов выстроенная система премирования и бонусов, обучения, в каждого сотрудника они вкладываются и получают взамен высокую лояльность и качество работы. Важен и фактор месторасположения: согласно опросу «Авито Работы» 45% соискателей обращают внимание на близость адреса компании к дому.

Текучка кадров в массовом сегменте остается высокой – с людьми не принято разговаривать перед увольнением и выяснять причины ухода. Белый воротничок обычно готовится к уходу до трех месяцев, планомерно ищет работу и взвешенно выбирает из предложений. Синий воротничок принимает решение быстро, особенно если ему не заплатили обещанную зарплату или премию, если другой работодатель предложил зарплату больше – даже на 1000 руб. Средняя зарплата в России колеблется в районе 40 000 руб. У представителей таких профессий нет подушки безопасности, они очень чувствительны к финансовым вопросам и поэтому остро реагируют на любые изменения. В среднем от начала поиска до выхода на новую работу у синих воротничков проходит неделя.

Самые востребованные профессиональные сферы в 2019 г.

● продажи (продавец, торговый представитель, кассир)
● производство, сырье, с/х (швея, сварщик, оператор на производство)
● строительство (монтажник, разнорабочий, электрик)
● транспорт, логистика (водитель, грузчик, кладовщик, машинист)
● автомобильный бизнес (менеджер, автомойщик, автоэлектрик)

Источник: оценка «Авито» на основе данных Mediascope и «Яндекс.Радара»

Работодатели учатся просчитывать риски и финансовые потери, если работник не увольняется, а остается в компании. В 2017 г. в ритейле текучка кадров была выше 70%. Сейчас «Лента», например, ввела систему надбавки «за выслугу лет». В X5 недавно увеличили долю фиксированного дохода для сотрудников и работают над внедрением системы карьерного продвижения розничного персонала. Во «Вкусвилле» команда одного магазина заинтересована в объеме выручки и каждый продавец, выполняя разные роли, стремится действительно решить проблемы покупателей. Потому что неэффективные магазины компания закрывает.

Как бизнесу нанимать синих воротничков

Работодателям нужно смотреть на соискателей в массовом сегменте с точки зрения их жизненных условий: они не тратят много времени на поиски работы из-за отсутствия финансовых накоплений.

• Отвечайте быстро

Они хотят выйти на работу как можно скорее. По нашим наблюдениям, если работодатель ответил в течение часа, конверсия в полноценный диалог – 20%. Если сразу – гораздо выше. Если кандидат позвонил вам, а вы не ответили ему сразу, скорее всего завтра он уже будет работать в другой компании.

• Предлагайте удаленную работу или офис рядом с домом

Так синие воротнички смогут сэкономить на транспорте. К тому же они заинтересованы в удаленной работе – на «Авито» количество запросов «работа на дому» за год увеличилось почти на 10%. Малый и средний бизнес стал больше привлекать удаленных сотрудников: это бухгалтеры, системные администраторы, операторы колл-центров, целые отделы работы с клиентами – все они постепенно начинают работать онлайн. Аутсорсинговый колл-центр «Телегрупп», например, нанимает сотрудников по всей России для удаленной работы, офис компании находится в Рязани.

• Предложите гибкую оплату труда

Среди соискателей растет спрос на ежедневную или еженедельную зарплату, так как им нужно быть уверенными, что сделанная работа будет оплачена. Количество таких запросов выросло за год на 23%.

• Не мудрите с названиями позиций,

не пишите «хозяюшка офиса» вместо «администратор». Также важно максимально описать требования простыми словами, график, вилку зарплат и обязанности. Например, на «Авито» часто ищут автомехаников, но не указывают в вакансиях, с какими автомобилями придется работать, какое оснащение есть в боксе. Обязательно укажите местоположение офиса с учетом местных особенностей. В Новосибирске, например, нужно писать в объявлении, на левом или правом берегу реки Оби находится место работы, это сразу помогает кандидатам понять, подходит ли им данная вакансия.

Потребность в работниках массовых профессий постоянно растет. Курьеры, продавцы, водители нужны и большим компаниям, и микробизнесу. И войну за лучших сотрудников выиграет тот, кто составит понятный текст вакансии, быстро ответит соискателю и сможет его удержать. &