Гость по объявлению

Как классифайды помогают внутреннему туризму
Сергей Фадеичев / ТАСС

Путешествия по регионам России среди россиян становятся популярнее с каждым годом: по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в 2019 г. только в Краснодарском крае отдохнуло около 16 млн человек – больше, чем выехало по 15 ведущим массовым зарубежным направлениям. Спрос порождает предложение, и в регионах начал расти рынок краткосрочной аренды квартир, апартаментов и смежный бизнес. Классифайды дают возможность небольшим компаниям и частным владельцам недвижимости привлекать клиентов, расширяя пул доступного жилья для путешественников.

Куда ехать и где жить

Более половины запросов, связанных с путешествиями, в июле 2019 г. было посвящено отдыху в России, сообщала компания «Яндекс». С 2014 г. популярность внутреннего туризма, судя по поисковым запросам, выросла почти в 3 раза, при этом заметно уменьшилась доля пляжного отдыха – в этом сегменте прирост демонстрирует только Крым. «Это происходит не только потому, что ездить за границу все еще дорого – многие европейские страны и, например, США вернули и даже улучшили свои позиции со времени кризиса 2014 г. Встречное движение идет и со стороны предпринимателей: внутренний туризм явно становится разнообразнее: люди перестали ассоциировать летний отпуск в России только с пляжами», – указывал в исследовании руководитель сервиса «Яндекс.Путешествия» Дмитрий Яковлев. По данным компании, заметно вырос интерес к активному отдыху в Красной Поляне, Карелии и на Алтае, а также к термальным курортам Кавминвод.

/Евгений Разумный / Ведомости

Самые популярные экскурсионные направления в России осенью 2019 г.

● Санкт-Петербург
● Москва
● Казань
● Золотое кольцо
● Калининград

Источник: АТОР

Ежегодно внутри страны совершается больше 50 млн туристических поездок (в Турцию, по самому популярному направлению, совершено 6,7 млн поездок), говорила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе на итоговой пресс-конференции в декабре 2019 г. На самостоятельные поездки внутри страны россияне тратят до 50 млрд руб. (по данным Росстата, за рубежом – 234 млрд. – «Ведомости&»), приводил данные за 2018 г. «Ведомостям» генеральный директор сети отелей Azimut Максим Бродовский.

«Самый большой спрос на аренду жилья в 2019 г. был в Крыму, Тверской области, Башкортостане, Волгоградской области, Татарстане, Карелии, Калининградской области, Краснодарском крае, Рязанской и Московской областях. В основном это краткосрочная, туристическая аренда», – делится данными «Авито Недвижимости» руководитель направления краткосрочной аренды компании Артем Кромочкин.

За спросом подтягивается предложение, и в регионах развивается рынок посуточной аренды жилья. «Если говорить про частное жилье для туристов в регионах, то основные проблемы – это, конечно, стандарты сервиса и адекватность ценообразования относительно него», – считает руководитель сети глэмпингов RussiaGlamping компании RussiaDiscovery Ростислав Вылегжанин. Ситуацию улучшают онлайн-площадки: социальный рейтинг и отзывы мотивируют владельцев недвижимости повышать уровень сервиса, реагировать на обратную связь от туристов, добавляет он.

Новую жизнь сегмент посуточной аренды в регионах начал после чемпионата мира по футболу 2018 г.: многие объекты вышли на рынок из-за активного спроса со стороны иностранцев и возможности выставить более высокую цену, рассказал «Ведомости&» Кромочкин. По данным оргкомитета, на турнир приехало 487 000 иностранных туристов (на 64 матчах ЧМ-2018 в 11 российских городах побывало 3,03 млн зрителей). Накануне чемпионата цены на аренду жилья, по разным оценкам, вырастали до сотни раз. До чемпионата многие владельцы квартир хотели заработать на краткосрочной аренде, но опасались рисков. «После окончания чемпионата мира по футболу мы увидели, что существенная часть объектов, сдаваемых посуточно, осталась на рынке. Такая модель заработка понравилась многим, так как прибыль (пусть и без чемпионата и повышенного спроса) оправдывает возможный риск порчи жилья. По данным «Авито Недвижимости», среди объявлений, которые были размещены впервые в регионах проведения ЧМ в 2018 г., остаются активными примерно четверть объектов», – говорит Кромочкин. На рынок стали активнее приходить управляющие компании, которые берут у собственника квартиру в долгосрочную аренду для субаренды, несут юридическую ответственность, поддерживают техническое состояние жилья, заселяют и выселяют клиентов, обеспечивают их всем необходимым, указывает он. «Общее количество арендодателей на «Авито Недвижимости» в 2019 г. выросло в сравнении с предыдущим годом в среднем на 16%. Объем предложения – на 25% за год», – подсчитал Кромочкин.

/Евгений Разумный / Ведомости

Краткосрочная аренда на «Авито Недвижимости»

5,5 млн
уникальных посетителей в месяц (1/7 всего трафика «Авито»)

115 000
активных объявлений

48 млн
просмотров объявлений в месяц

> 50 000
арендодателей

Источник: «Авито Недвижимость»

Не только туристы

Временное жилье нужно и командированным, и людям, приехавшим навестить родственников, и «медицинским» туристам, и тем, кто делает ремонт в своих квартирах, говорит владелец управляющей компании FlatHome24, учредитель Ассоциации сервисных апартаментов России Алексей Банкин (один из каналов продаж – «Авито Недвижимость»). В апартаментах часто останавливаются и спортсмены, приезжающие на соревнования, доля иностранных туристов – не более 3%, добавляет Банкин. Он занимается арендным бизнесом с 2014 г. Сейчас в его сети в Санкт-Петербурге 35 апартаментов вне исторического центра (это квартиры и нежилые помещения многоквартирных домов, помещения в апарт-отелях). В среднем гости останавливаются на 5–7 дней, есть и те, кто приезжает на 3–5 недель – на лечение или обучение. Очевидно, что пик спроса приходится на новогодние и майские праздники, белые ночи и дни приемной кампании в вузы.

Санкт-Петербург – один из самых туристических городов России. По данным Ассоциации сервисных апартаментов России, в городе на короткие сроки сдают около 6000 объектов (в Москве – около 5000). При этом профессиональных управляющих недвижимости – не более 50. У них примерно 1000 объектов, добавляет Банкин.

Когда реклама выгоднее комиссии

«Недавно «Авито» сделала стыковку с профессиональными «шахматками» (система формирования графика бронирования номеров в реальном времени. – «Ведомости&»), возможность бронирования и оплаты на сайте», – говорит соучредитель управляющей компании HotConsulting (под управлением 26 хостелов и мини-гостиниц в Москве, Нижнем Новгороде и Греции) Валентина Константинова. Сервис онлайн-объявлений – это серьезный канал продаж для арендодателей в сегменте для бюджетных туристов. В системе, по ее словам, можно разместить только апартаменты, квартиры или комнаты с посуточной арендой, а отели целиком – нельзя.

В традиционных системах бронирования и на сервисах онлайн-объявлений комиссия для владельцев недвижимости складывается по-разному: агрегаторы систем размещения берут 15–20% с каждого фактического бронирования. На «Авито Недвижимости» владельцы недвижимости могут оплатить рекламный пакет для продвижения объявления внутри системы. Стоимость рекламы на «Авито» – около 10% выручки от гостей, приходящих через этот канал по всем объектам HotConsulting, добавляет руководитель компании Роман Сабиржанов.

От Перми до Крыма

Тимофей и Наталья Медяковы из Перми также сотрудничают с «Авито Недвижимостью». Под управлением их компании Abri Luxe с сентября 2018 г. шесть квартир в жилых комплексах в центре города. Стоимость проживания – от 2000 до 3000 руб. в сутки в зависимости от дня недели и количества гостей. Для привлечения гостей они используют сайты с объявлениями (ЦИАН, N1), сайты с возможностью онлайн-бронирования («Авито», «Квартирка», «1001 квартира» и др.), каналы онлайн-продаж (Agoda, Airbnb, Booking.com, Expedia, «Островок», «Суточно») и метапоисковики (TripAdvizor, Trivago).

«Самое пиковое время в течение года связано с мероприятиями, проводимыми в городе, и мало зависит от сезона, времени года. Чемпионаты России по различным видам спорта, музыкальные фестивали (например, ежегодный 10-дневный Дягилевский фестиваль)», – рассказывает Тимофей Медяков. В сегменте посуточной аренды в Перми, по его подсчетам, более 10 компаний по управлению недвижимостью, но многие из них работают без оформления юридического лица.

«Люди уже не любят звонить и договариваться, поэтому важно уделять время качественной переписке с потенциальными гостями на всех платформах», – рассказывает управляющий сетью UBK-Rent в Крыму Максим Двуреченский (сотрудничает с «Авито»). Компания принимает гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других регионов России и мира в 89 апартаментах среднего и премиум-класса, в 26 домах и на виллах в Ялте, в апарт-отеле на семь номеров (еще один – на 22 номера – откроют к летнему сезону – 2020). В среднем гости приезжают на 10 дней. Бизнесом Двуреченский занимается с 2016 г. и говорит, что с самого начала его компания развивала свой бренд на всех площадках присутствия. А «Авито» – одна из важнейших, потому что находится на 7-м месте среди самых посещаемых сайтов рунета, по версиям разных рейтингов, добавляет он.

/Unsplash

Будет рост

«Авито Недвижимость» вносит весомый вклад в развитие рынка краткосрочной аренды квартир, особенно в регионах, говорит президент Гильдии малых средств размещения Яна Бабина. Для предпринимателей-арендодателей в целом верна стратегия максимального присутствия на всех онлайн-площадках независимо от того, агрегаторы это или сервисы онлайн-объявлений, добавляет она.

Рынок посуточной аренды через онлайн-классифайды будет только расти, уверен Кромочкин. На развитие влияет сразу несколько факторов: растет шеринговая модель экономики, люди не боятся пользоваться одними и теми же вещами вместе с другими. Растет b2b-сегмент – компании предпочитают селить командированных в квартирах посуточно, а не в отелях. Многие путешественники с детьми и животными выбирают квартиры, потому что там больше площадь, есть возможность что-то приготовить. Отели часто бывают заполнены в дни проведения крупных мероприятий и вероятность найти свободную квартиру на несколько дней выше, добавляет он. &