Продуманное начинание Hyundai Motor

Как Hyundai Motor стала пионером южнокорейской автоиндустрии
Пресс-служба Genesis

Автомобильная компания, подразделение индустриальной группы Hyundai, была основана в 1967 г., на 12 лет позже того, как начала формироваться автомобильная промышленность Южной Кореи.

Первый корейский автомобиль был собран в августе 1955 г., спустя два года после окончания Корейской войны, в автомастерской братьев Чой из деталей списанной американской армейской техники. Кузов полноприводной машины изготавливали из металла от бочек с маслом. Назывался автомобиль Sibal (в переводе с корейского «начинание», «отправная точка»). За несколько лет вручную было изготовлено чуть более 2000 автомобилей.

Автопром по плану

Сначала молодая Hyundai Motor, как и другие компании, взявшиеся за производство автомобилей, сотрудничала с крупнейшими американскими и японскими компаниями – собирала их модели из импортируемых в страну комплектующих. Но уже вскоре оказалась способна самостоятельно разработать автомобиль. На этом настаивало государство, проводившее индустриализацию страны и стремившееся развивать экспорт. В Корее с 1962 г. действовали высокие ввозные пошлины на автомобили, защищавшие местных производителей, а иностранные производители могли строить заводы только совместно с местными фирмами.

Hyundai Motor двигалась к запуску премиального бренда постепенно и последовательно. В 2003 г. компания впервые заявила о намерении выпускать высококлассную модель, которая будет называться Genesis. В марте 2007 г. был показан концепт бизнес-седана, разработанный на новой заднеприводной платформе, в программу разработки которого было инвестировано $500 млн. Серийная версия модели появилась в начале 2008 г. как Hyundai Genesis и продавалась на всех рынках, кроме европейского (в Китае – как Hyundai Rohens). Параллельно компания перепроектировала на новой платформе представительский седан Equus, прежде выпускавшийся на переднеприводной платформе совместно с Mitsubishi Motors. На той же технической базе в 2008 г. был выпущен заднеприводной Genesis Coupe.
В ноябре 2015 года компания выделила Genesis как отдельный бренд. Представительский седан Genesis G90, флагман новой марки, стал преемником модели Equus.
Как объясняли представители американского подразделения Hyundai Motor, причин выделить машины в отдельный премиальный бренд было несколько – например, рыночный успех на важнейшем рынке США седана Genesis, который попал в топ-3 продаж сегмента, а также пожелания клиентов видеть большие и роскошные машины высокого технического уровня не под массовой маркой, а под независимым брендом. В США в 2011 г. Equus опередил немецких и японских конкурентов в рейтинге влиятельного издания для потребителей J.D. Power, получил высокие оценки за качество и потребительские характеристики и звание лучшего в классе. На родине, в Корее, седаны также получили рыночное признание и награды за высокую безопасность.
В сентябре 2016 г. у Genesis появилась третья модель – спортивный седан G70, построенный полностью на собственной платформе. В том же году было снято с производства купе Hyundai Genesis, но в линейке бренда Genesis двухдверный автомобиль появится вновь – в более роскошном исполнении. В бренде к 2020 г. по планам компании будет шесть моделей: кроме купе в нем будет два кроссовера – GV80 и GV90. Концепт GV80 был показан на автосалоне в Нью-Йорке в апреле 2017 г., а серийная модель ожидается в этом году.

Но этого было недостаточно для создания настоящего автопрома. В 1974 г. государство, в те годы жестко контролировавшее экономику, ввело для автомобильной промышленности систему существенных преференций крупным семейным компаниям (чеболь), взамен требуя от них увеличить к 1980 г. выпуск до 50 000 машин и локализовать производство комплектующих выше 90% (в 1970 г. в Южной Корее было выпущено 28 819 машин, в 1980 г. – 123 135 шт.).

Раньше остальных в этом преуспела Hyundai, у которой в 1974 г. появился Pony, ставший первой массовой корейской легковой машиной. Разработку корейцы поручили опытному английскому инженеру и менеджеру Джорджу Тернбуллу, который привел с собой команду профессионалов из одного из самых передовых в тот момент британского автопрома. Дизайн хетчбэка разработал знаменитый Джорджетто Джуджаро и его студия Italdesign. Машина выпускалась в версиях хетчбэк, фастбэк, седан, универсал и даже пикап. Для нее же придумали экспортное название Accent, которое и сейчас используется компанией.

Уехали на экспорт

На следующий же год после запуска Pony компания первой среди корейских автопроизводителей стала экспортировать автомобили – в Южную Америку и Западную Европу, положив начало той южнокорейской индустрии, которую мы знаем сейчас. В 2018 г. Южная Корея была шестой в мире страной – производителем легковых автомобилей и четвертой в мире по производству автомобилей на душу населения: около 80 шт. на 1000 человек в год. Этот показатель выше, чем в двух других автостроительных державах, Японии и Германии, и ниже только в маленьких центральноевропейских Словакии, Словении и Чехии, где сосредоточены автозаводы крупных автопроизводителей. В 2018 г. южнокорейская автомобильная промышленность произвела 4,02 млн машин всех типов. На внутреннем рынке продано 1,8 млн машин по итогам 2018 г. (население страны – 51 млн человек). Но больше половины выпущенных в стране машин – 2,45 млн – отправлено на экспорт.

Hyundai Motor – крупнейшая среди пяти корейских автопроизводителей: в прошлом году она продала 7,4 млн машин, оставаясь по итогам 2018 г. пятой автомобилестроительной группой в мире. Hyundai производит машины, т. е. строит заводы, не только в Корее, но и по всему миру: у группы есть заводы в Бразилии, Индии, Китае, России, США, Турции и Чешской Республике.

Автомобиль для элиты

Когда-то Hyundai Motor встала в авангарде корейских компаний как создатель первых в стране собственного автомобиля и двигателя (в 1991 г.) и проторила дорогу на экспорт. Но теперь компания показывает свои стратегические амбиции – прочно закрепиться в элите мирового автопрома.

Hyundai создала первую корейскую марку премиальных автомобилей Genesis, бросив вызов господствующей в этом сегменте почти на всех крупнейших рынках большой немецкой тройке. В ноябре 2015 г. Genesis был выделен в отдельный бренд с собственной программой развития модельного ряда. За три полных года только с тремя моделями, одна из которых появилась в прошлом году, Genesis перешагнул планку в 200 000 суммарно проданных машин, а построенный на собственной платформе бренда седан G70 получил в начале января на североамериканском – важнейшем для себя – рынке награду «Лучший автомобиль 2019 г.».

Разработкой премиальных машин опять пригласили заниматься лучших иностранных специалистов. Руководит брендом немец Манфред Фицджеральд, работавший в Lamborghini (входит в концерн Volkswagen), главный дизайнер – бывший стилист Bentley (также бренд VW) Люк Донкервольке, несколько специалистов из BMW, включая бывшего главного конструктора спортивного M-подразделения Альберта Бирмана. Есть в команде Genesis и дизайнер российского происхождения Александр Селипанов, разработчик внешности Bugatti Chiron и Lamborghini Huracan.

На домашнем рынке в Корее молодой бренд за три года уже обогнал по продажам все мировые премиальные бренды, кроме Mercedes: Genesis продал в 2018 г. 61 335 машин, но при этом рост за прошлый год – 159%. В России Genesis за 2018 г. продал 1831 машину. Но никто из премиальных брендов на российском рынке не может сейчас похвастаться сравнимой динамикой – плюс 78% роста за год при динамике всего рынка +12,8%. &

Текст: Феликс Зимов