Нет места слабости профессионализма

Почему чиновники говорят странные вещи

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов считает, что «необходимость пляжа и моря – это во многом навязанный стереотип последних лет, который мы уже воспринимаем как собственное мнение. Наши предки, даже обеспеченные, не ездили массово на заграничные моря» (цитата по «Российской газете»). Таким психоаналитическим выводом Сафонов подкрепил тезисы о том, что надо развивать внутренний туризм и оставлять деньги на родине.

Спору нет, развитие внутреннего туризма – замечательная цель. А вот административное замещение внутренним туризмом внешнего – цель плохая. Не только потому, что она сразу поднимет цены на внутренний туризм – до любого развития инфраструктуры, просто из-за снижения конкуренции. Не только потому, что россиянам фактически говорят: не надо путешествовать и быть частью глобального мира, сделайте дома all inclusive.

Но еще и потому, что сидящий в Москве чиновник (в декларации Сафонова указано владение двумя виллами на Сейшелах, но он заявил вчера, что виллы проданы) решает за вроде бы свободного российского гражданина, какой отдых для этого гражданина лучше.

В последнее время таких решений за гражданина все больше. Чиновники лучше знают, копить или не копить ему на пенсию, какую историю изучать его детям в школе, какие фильмы смотреть ему в кинотеатре и т. д. Кстати, новый Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма возглавила вице-премьер Ольга Голодец, заместителем у нее стал министр культуры Владимир Мединский (Сафонов, безусловно, тоже в составе).

Впрочем, не требуется серьезного знания психоанализа, чтобы понять, почему чиновники говорят такие странные вещи.

По статусу им положено быть публичными и разъяснять решения власти в СМИ. Доля глупых, непросчитанных, вредных решений верховной власти растет.

Профессионализм в таких случаях требует от чиновника поспорить, а лояльность требует развить и подтвердить мысль руководства. Если учесть, что критиковать начальство в России запрещено законом о госслужбе (даже безлично – за такую критику политики государства в социальной сети был уволен в августе 2014 г. замминистра экономики Сергей Беляков), для профессионализма места почти не остается.

Нельзя забывать и об идеологических ограничениях. Чиновникам, большинство из которых по профессии юристы, экономисты, менеджеры, приходится упражняться в патриотической риторике (ибо доказать правильность решений юридически или экономически почти невозможно). Отсюда возникают славословия в адрес крепостного права со стороны председателя Конституционного суда или предложения региональных депутатов «поменьше питаться» ради здорового образа жизни. Один заместитель губернатора говорил, что одинаковый ассортимент в холодильниках, картошка с селедкой на столе – это достаточный рацион, «чтобы нормально двигаться».

И все-таки непонятно, почему они не могут сказать: это временные политические трудности. Наверное, трудностей у нас сегодня быть не должно.