Наука управления запретами

Как правительство выбирает, где можно навредить экономике, а где нельзя

Российские чиновники осваивают новую науку управления запретами. Предложенные в понедельник правительством ограничения импорта турецких товаров и услуг выглядят точечными и осторожными в отличие от августа 2014 г., когда запрет импорта многих продуктов из стран, объявивших санкции против России, был немедленным и демонстративным (пришлось потом вносить изменения). Нынешние запреты будут вводиться с временным лагом, оставляя возможность для урегулирования конфликта.

Запрет импорта овощей и фруктов из Турции вступит в силу через несколько недель – предполагается, что торговые сети успеют переориентироваться на другие страны. Накануне чиновники говорили, что вообще подход к эмбарго очень осторожный и нужно учитывать приближение праздников (какой в России Новый год без мандаринов?). Осторожно запрещают и турецких строителей. Вице-премьер Игорь Шувалов в понедельник разъяснял, что предлагается ужесточить (но не запретить) их допуск на проекты, которые начнутся после 31 декабря. Вице-премьер Аркадий Дворкович обещал составить список важных для России инвестпроектов, на которых работают турецкие компании. От импорта промышленной продукции пока решено не отказываться.

Конечно, ситуации разные политически: прошлогоднее эмбарго было ответом на западные санкции, сегодня речь идет о наказании Турции за сбитый самолет, т. е. все еще может измениться, если Анкара выполнит какой-то минимум требований Кремля или если стороны помирит кто-то третий. В общем, у правительства остается надежда, что Владимир Путин передумает.

Пока же чиновники вновь между молотом и наковальней: ясно, что эмбарго приведет к новым потерям для экономики, но ясно также, что указ президента надо выполнять. Прошлогоднее эмбарго ударило не столько по европейским поставщикам, получившим дополнительные дотации и переориентировавшим свой экспорт, сколько по российским потребителям. Уровень потребительских цен в январе – октябре 2015 г. по сравнению с тем же периодом 2014 г., по данным Росстата, повысился на 15,6%. Цены на продукты за тот же период выросли на 19,9%, что больнее всего ударило по наименее обеспеченным слоям.

Запрет импорта турецких продуктов будет означать дальнейшее снижение доходов населения. По разным расчетам, это добавит к инфляции от 0,3 до 1 п. п.; а если учесть сезонность, то и 2 п. п. – зимой замещать турецкие овощи и фрукты России гораздо сложнее. Это может стать одним из аргументов против ожидающегося снижения учетной ставки ЦБ.

Печально вот что. Задача людей из правительства, в сущности, сводится к тому, чтобы выбрать, где экономике можно навредить, а где не стоит. Скажем, строительство объектов к чемпионату мира по футболу 2018 г. – важная государственная задача, чемпионату мира вредить нельзя. А вот покупательная способность среднего россиянина в магазине – менее важная задача, россиянин купит чуть меньше фруктов и чуть худшего качества. Особенно после Нового года.