«Виктория и Абдул» – прелестная трагикомедия Стивена Фрирза про королеву

Оказывается, править Англией ей десять лет помогал слуга-индус
Диктовать королеве мог не каждый коренной британец
Диктовать королеве мог не каждый коренной британец / Universal Pictures

Даже сложно поверить, что великая актриса Джуди Денч всерьез пришла в кино только в середине 90-х. Она очень много играла в театре, постоянно появлялась на телевидении, но в кино у нее были только четыре вполне проходные роли – две в 60-е и две в 80-е. А потом был «Золотой глаз», где она сыграла М., начальницу Джеймса Бонда (еще не подозревающую, к чему через несколько фильмов приведет их опасная связь), и только тогда ее узнал весь мир. Ей уже было за 60.

Еще через два года она сыграла королеву Викторию в фильме «Миссис Браун» и сразу получила номинацию на «Оскара». О, это был грандиозный сюжет: королева, скорбящая по своему мужу (а Виктория очень искренне, мучительно и долго скорбела по Альберту), вдруг влюбилась еще раз – грубо говоря, в конюха. С пошлейшим простонародным именем Джон Браун – с его нечесаной бородой, с его жеребцами, с его горными (иго-го!-рными) шотландскими пейзажами. Близкие от ужаса закрывали глаза, историки аккуратно называли его «фаворитом». В викторианские времена почиталось за высшую честь сохранять покой и благопристойность, заминая любые скандалы.

Но в 1883 г. Джон Браун умирает. И Виктория сама начинает понемногу умирать, уже во второй раз потеряв любимого; но хорошие гены не позволят ей умереть быстро. У нее впереди еще 17 лет.

Виктория и фильмы

Королева Виктория правила Великобританией 63 года, только ее прапраправнучке Елизавете II удалось править дольше (а еще дольше, видимо, не удастся уже никому). Вся вторая половина английского XIX века с основательным заходом в первую – это Виктория. Естественно, ее образ (который оторвался от реальной женщины и стал образом строгого, холодного правителя в бесконечном трауре по мужу) десятки раз воплощали в кино.
1912
Роуз Тапли появляется в фильме «Крест Виктории» 
1936 
Фей Холден в фильме «Белый ангел» о медсестре Флоренс Найтингейл
1954
совсем юная Роми Шнайдер в западногерманском фильме «Виктория в Дувре»
1970
Молли Морин в «Частной жизни Шерлока Холмса» Билли Уайлдера
1974
Питер Селлерс в комедии «Великий Макгонагалл»
1997
еще сравнительно молодая Джуди Денч в фильме «Миссис Браун»

И появляется Абдул. Сладкий, нежный индус, которого она, кряхтящая развалина, вдруг заметила на обеде: он подносил ей какую-то ерунду, выдаваемую за сокровище Индии. Абдул нравится Виктории, удостоившей его сперва почти автоматическим взглядом. Он кажется ей красивым. Примерно по этим же причинам бабушкам нравится Филипп Киркоров – но не важно.

Виктория делает Абдула конфидентом и наперсником. Гуляет с ним по паркам. Без него, ласкового и мягкого, у нее нет никакой опоры в виде любви – хоть какой-то, но любви. Она учит его язык (а почему нет – она же королева Индии!). Какое-то там было восстание каких-то сипаев, но она не разбирается в деталях – кто его поднял, не принципиально. Она все равно не может доехать до Индии и увидеть Тадж-Махал с Джайпуром, потому что придворные небезосновательно опасаются, что ее там убьют (на Викторию и так было совершено множество покушений). Но просто по-человечески развалине, у которой несколько лет единственными интересами в жизни было жрать и слушать волынку, очень интересна Индия, и она приближает ее к себе.

Да, Абдул мусульманин, а Виктория христианка, но это нюансы (можно подумать, индуизм ближе к христианству, чем ислам). Да, Абдул себе на уме, он проныра, но все-таки он, кажется, хороший. Потом выясняется, что у Абдула есть жена, закутанная в паранджу, ну и что – Виктория с достоинством переносит этот удар, в конце концов, она же не собирается за него замуж. Свита опасается, что пришел (они еще не знают этого имени, но типа) Распутин, – но не важно. Нет, он не Распутин. Виктория просто любит Абдула, а Абдул знай млеет. И тоже ее любит, как знает. И Виктория обратно млеет, совершенно как бабушка, которой не светит ничего, только вот этот персональный Киркоров. Но ведь столько лет еще надо прожить в роли матери нации. Пусть будет, с ним легче.

Стивен Фрирз и Джуди Денч превращают это в деликатную, трогательную, невинную и чудесную комедию. Им обоим уже много лет, они всерьез думают о смерти. И на самом деле их занимают не отношения жителей бывшей империи и бывших колоний (а эта мысль так и просится, стоит прочесть название фильма), а как раз финал, в котором герои остаются один на один с теми, кого любят.

Ну да, для кого-то это будет спойлером – но королева Виктория в 1901 г., в свои 81, умрет. И перед смертью найдет утешение в словах индуса. Он скажет ей то, что сказал бы Фрирз, и поверьте, вам повезет, если вы перед своей смертью услышите такие слова.

116 лет прошло со дня смерти снежной королевы, а британцы все пытаются вписать в ее образ что-то человеческое, теплое, не дай бог сказать сексуальное. Официально это ложь, ничего не было, ни Браунов, ни Абдулов, документы сожжены, свидетельств нет, никаких скандалов, только холодная трагическая статуя. Она и появляется в финале; истукан где-то в Индии, совершенно не похожий ни на Денч, ни на оригинал.

Но этой статуе хотя бы можно поцеловать ноги. Ну или просто посмотреть на нее с нежностью.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»