«Дочь Бога» – триллер с несчастливой судьбой
Режиссер хотел как в «Лабиринте фавна», продюсеры – чтоб побольше Киану Ривза, а получился лабиринт РивзаЮная милая латиноамериканка Исабель (Ана де Армас) уже давно живет в Нью-Йорке, но почти не говорит по-английски. Ей незачем: все вокруг и так знают испанский. И деверь (бывший мелкий бандит, отошедший от дел и освоивший профессию мясника), и свекровь, и золовка, и вся прочая родня со стороны мужа. Сам он уехал воевать на Ближний Восток, но благодаря скайпу все время почти рядом. А на работе, в детском саду, Исабель возится с маленькими испаноязычными детьми, рассказывая им о Боге и о дьяволе.
И вот однажды поздно вечером в метро эта милая, очень религиозная девушка видит чудо: из темноты выплывает фигура импозантного, но довольно страшного человека, великана с белыми волосами, бородкой и лицом. Он останавливается у края платформы, потом по воздуху переходит на середину тоннеля и всматривается в темноту: скоро там уже поезд? Так же, по воздуху, возвращается. Поезд прибывает. Великан садится в него и, мельком взглянув на ошеломленную Исабель, уезжает.
С тех пор она не ходит, а словно летает: всем рассказывает о необыкновенном происшествии, и все делают круглые глаза, слушая ее щебетание. Потом ей начнут являться странные человекообразные фигуры в белом, в красном, в черном, с выбеленными лицами, зловещие и завораживающие. А тем временем где-то неподалеку насупленный полицейский (Киану Ривз) будет расследовать убийство напарника – кто-то прикончил его в ту же ночь, когда Исабель столкнулась с видением. И начальство Ривза не хочет, чтобы расследование продолжалось: покойный был не только примерным мужем и отцом, но еще и садистом, и насильником (однажды в процессе допроса он засунул арестованному черенок от метлы... не будем заканчивать фразу). Да, этот самый арестованный (к слову, деверь Исабель) все помнит, и теперь он в числе главных подозреваемых. Но если вся эта вонь вдруг просочится за пределы участка... Нет, не надо искать подозреваемых. Пусть убийство копа навеки останется «глухарем».
Дайте мне ножницы
Упомянутый в тексте фильм «Печать зла» Орсона Уэллса (1958) – один из самых известных случаев того, как продюсеры изуродовали картину. Нуар, снятый великим (и очень невезучим) режиссером, был по воле студии Universal сокращен, перемонтирован и дополнен новыми сценами, снятыми без участия Уэллса. Даже в таком виде он со временем стал классикой.
Сейчас на многих американских киноманских сайтах можно найти горестные рассказы об этом фильме. Его режиссер Джерард Малик Линтон (в прошлом – тренер по физподготовке, работавший с Тоби Магуайером над «Человеком-пауком» и с Энн Хэтауэй над «Возвращением Темного рыцаря») написал сценарий еще в 2007 г. Он мечтал снять сюрреалистическую драму в духе «Лабиринта Фавна». С большим трудом искал деньги. Уговорил играть одну из центральных ролей сначала Филипа Сеймура Хоффмана, а когда тот внезапно умер от наркотиков – Киану Ривза. Под его имя и давала деньги студия Lionsgate. Но им нужно было поменьше «Лабиринта Фавна» и побольше полицейского триллера с Ривзом. Так что когда они увидели готовый фильм, отняли его у режиссера и основательно перемонтировали. Сократили, дали новое название – не Daughter of God, а Exposed (переводить можно по-разному – ну, допустим, «На свет божий»), сохранили до кадрика все сцены с Ривзом (который из второпланового стал чуть ли не главным героем), а многие дорогие сердцу Линтона сцены и сюжетные линии повыбрасывали. Фильм вышел в прокат в январе 2016-го, собрал по всему миру смехотворные $220 000 и был разгромлен критиками. Фамилии Линтона в титрах не было – вместо нее стоял псевдоним Деклан Дейл (раньше в таких случаях ставили Алан Смити).
Наверное, в режиссерской версии (она существует, только ее нигде не показывают) больше Аны де Армас, больше увлекательных подробностей из жизни ее доминиканской семьи – и унылый как смерть Ривз не так отвлекает на себя внимание. Наверное, это хороший, а не посредственный, как сейчас, фильм. Но контуры изначального замысла все равно просматриваются. Нет, это не «Печать зла»; влияние Дель Торо слишком очевидно; неожиданный сюжетный поворот в финале выглядит не столь уж неожиданным (достаточно сказать, что Линтон вдохновлялся еще и творчеством Гаспара Ноэ – и это уже будет спойлер). Но это все равно редкий случай удачного превращения физрука в режиссера – пусть даже оценят это маленькое искажение привычной реальности лишь единицы.
Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»