На мировом фондовом рынке воцарились «медведи»
Индекс MSCI All-Country World упал на 20%; цена нефти сегодня идет против трендаПадение в пятницу на азиатских фондовых рынках, которое стало продолжением негативной динамики на европейских и американских рынках днем ранее, привело к тому, что общемировой фондовый индекс MSCI All-Country World опустился на 20% с пика в мае 2015 г., сообщает Bloomberg. По данным агентства, это самое значительное падение с периода с мая по октябрь 2011 г., когда рынки были охвачены страхами в связи с разраставшимся долговым кризисом в еврозоне, а агентство Standard & Poor’s лишило США рейтинга ААА; тогда MSCI All-Country World потерял 24%.
Снижение на 20% обычно считается началом «медвежьего» тренда. С максимумов, достигнутых в прошлом году, упали все отраслевые индексы; больше всего пострадали акции финансовых компаний, снижение котировок которых превысило 25%, а также энергетических и сырьевых (более 30%), указывает Bloomberg.
В минусе по отношению к пикам находятся и основные региональные индексы: Euro Stoxx 50 потерял 30%, Nikkei 225 – почти 25%, потери Shanghai Composite приближаются к 50%. Американский S&P 500 снизился на 14,5% (технически такое падение, превышающее 10%, считается коррекцией), но Nasdaq Composite приближается к «медвежьей» зоне (-18%). Хотя рубеж в 20% в США еще не достигнут, Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money, называет ситуацию на американском рынке, как и на других, циклическим «медвежьим» трендом, хотя и отмечает его необычность. Традиционно акции падают при высоких процентных ставках, а ведущие центробанки держат их сейчас около нуля, да и экономики развитых стран хоть и растут медленно, но в рецессию не впадают. В США макроэкономические индикаторы, такие как реальные располагаемые доходы населения, низкие цены на энергоресурсы, просрочка по кредитам, уровень занятости, говорят о достаточно устойчивой ситуации в экономике, но рыночные, включая цены акций и спрэды по облигациям со спекулятивным рейтингом, указывают на возможность рецессии.
Участники рынка объясняют падение самыми разными причинами, включая замедление роста в Китае, падение корпоративных прибылей, снижение цен на нефть, которое бьет по экономикам экспортирующих ее стран и заставляет их суверенные инвестиционные фонды продавать активы, чтобы финансировать бюджетный дефицит, а также по банкам, кредитовавшим энергетические компании. Некоторые инвесторы также указывают на то, что последние действия центробанков, включая введение отрицательной ставки Банком Японии, похожи на отчаянные попытки удержать контроль над ситуацией. «Мы думаем, здесь есть элемент усталости от центробанков. В последние годы они были единственными игроками, поддерживавшими мировую экономику, но сколько можно от них ждать чудес?» - написали аналитики Danske Bank.
«Политика центробанков и неуверенность в ее эффективности сейчас стали важным макроэкономическим фактором. Наблюдается значительное расхождение между тем, что может в этом году сделать ФРС США, что говорят ее руководители, и тем, чего ожидают рынки», - добавляет Лео Гроховски, директор по инвестициям BNY Mellon Wealth Management (цитата по Bloomberg). В среду и четверг, выступая в конгрессе, председатель ФРС Джанет Йеллен дала понять, что центробанк по-прежнему готов повышать ставки в этом году, хотя может подождать, чтобы посмотреть, как будет развиваться ситуация.
Страхи инвесторов реализуются в бегстве из рискованных активов в те, что считаются более безопасными, такие как государственные облигации. Из-за этого в мире облигации уже на $7 трлн имеют отрицательную доходность. В последние дни участники рынка вспомнили и о золоте. Его цена в четверг показала самый значительный дневной рост за последние семь лет, превысив $1250 за унцию и поднявшись до максимума за последний год.
В пятницу после очередного падения на азиатских рынках торги в Европе проходят в более спокойном режиме. Панъевропейский индекс Euro Stoxx 600, потерявший 6,8% за предыдущие четыре торговые сессии, растет на 1,4%. Котировки акций банков, колебания которых в последние дни могли превышать 10%, также подрастают благодаря сообщению немецкого Commerzbank о возобновлении выплаты дивидендов. Кроме того, в четверг вечером JPMorgan Chase сообщил, что его генеральный директор Джейми Даймон, считая, что акции банка упали слишком низко, купил их на $26,5 млн.
Поддержку фондовым рынкам оказывает и нефть, с динамикой которой они в этом году демонстрируют сильную корреляцию. Американская WTI, опустившаяся в четверг ниже январского минимума, к 12.00 мск растет на почти на 4% до $27,37, причем ранее цена поднималась до $27,76. Brent в последние дни держится лучше: упав во вторник почти до $30 за баррель, она смогла остаться выше этого уровня. В пятницу она показывает рост также почти на 4% до $31,3 (до этого котировки поднимались до $31,85 за баррель). Поддержку нефтяному рынку оказали очередные сообщения о том, что страны ОПЕК могут обсудить меры по его поддержке.
Российский индекс ММВБ растет на 0,5% до 1720 пунктов. Доллар и евро, курсы которых поднимались в четверг выше отметок 80 и 91 руб., стоят 79,3 и 89,5 руб. соответственно.
Страхи на рынках сейчас столь сильны, что сложно представить, что они станут еще сильнее, говорит Фуллер, напоминая высказывание: «Рынки сначала паникуют, а потом думают». По его мнению, это означает, что окончание снижения, по крайней мере в краткосрочной перспективе, уже недалеко, тем более что быстрое падение последних дней сделало многие рынки технически перепроданными. Однако и перспектив для значительного роста он пока не видит: максимум, что может быть, – это ралли на закрытии коротких позиций. К тому же многие индексы достигли максимумов в течение последнего года, и все попытки продолжить рост были неудачны; это означает, что существует «навес» в виде большого объема предложения, не в последнюю очередь со стороны суверенных инвестфондов, готовых продавать акции при их росте, говорит Фуллер. Но быстрое падение во время этого «медвежьего» тренда коэффициентов стоимости, таких как отношение капитализации к прибыли (P/E), создаст позднее в этом году отличные возможности для покупки, считает Фуллер.