Минэкономразвития предложило реформу солидарной части пенсии
А накопительную часть нужно вернуть и оставить, как былоМинэкономразвития подготовило свои предложения по реформированию пенсионной системы (есть у «Ведомостей») – такое поручение дал в феврале премьер по итогам совещания с министрами о будущем пенсионной системы в «условиях новых социально-экономических вызовов». Реформировать нужно распределительную часть, пишет министерство в сопроводительном письме. Распределительная часть при достаточно высоком тарифе формирует избыточный объем пенсионных прав – из-за низкого пенсионного возраста, досрочных пенсий, выплат пенсий работающим. Модель трансфертов из бюджета, в том числе финансирование индексации пенсий, усиливает риски несбалансированности пенсионной системы – из-за ресурсных ограничений в итоге пострадала накопительная часть: третий год выплата пенсий финансируется за счет страховых взносов на пенсионные накопления граждан, пишет ведомство.
Минэкономразвития предлагает возобновить с 2017 г. отчисления в накопительную часть пенсии и сохранить их обязательность. Целесообразно перераспределить страховую нагрузку между работником и работодателем, но не повышать общий тариф в 22%, призывает оно правительство.
Другие ключевые предложения Минэкономразвития – поэтапное повышение пенсионного возраста, ужесточение условий назначения досрочных пенсий, ограничение выплат пенсий работающим пенсионерам, реформирование принципов индексации пенсий и ограничение бюджетных трансфертов Пенсионному фонду (ПФР).
Не догнали инфляцию
За 2015 г. объем пенсионных сбережений с учетом накоплений в ПФР вырос до 5,9% ВВП против 5,1% годом ранее, посчитал ЦБ. Доходность пенсионных накоплений в НПФ за 2015 г. составила 10,8%, это ниже инфляции.
Сравнение предложений Минэкономразвития и Минфина очерчивает вероятные направления очередной реформы пенсионной системы. Оба ведомства сходятся в необходимости повысить пенсионный возраст (Минфин – до 65 лет и для женщин, и для мужчин; Минэкономразвития не указывает конкретных параметров). Против такой меры последовательно выступали представители социального блока правительства. Полный консенсус у финансово-экономического и социального блоков – в необходимости реформы института досрочных пенсий. Относительный консенсус – в ограничении выплат пенсий работающим пенсионерам: Минфин предлагает их не платить полностью или частично (не выплачивать базовую часть), Минэкономразвития согласно, но считает необходимым учитывать при этом годовой доход пенсионера. Минтруд поднял планку этого дохода до 1 млн руб.
Все три ведомства считают возможным подключить к уплате пенсионных взносов самого работника. Но у Минтруда и у совместных с ЦБ предложений Минфина это дополнительные взносы сверх 22%, которые платит работодатель. Минфин и ЦБ предложили ввести дополнительный взнос с работника в 0–6% на пенсионные накопления, выведя их из обязательной пенсионной системы (ОПС). Минэкономразвития настаивает на неповышении ставки: существующий взнос в 6% на накопительную часть (в 2014–2016 гг. перечисляется в солидарную) можно распределить между работодателем и работником. В тяжелой экономической ситуации любое повышение нагрузки на оплату труда – это вычет и из экономического роста, и из инвестиций, говорит чиновник министерства.
Сохранение накопительных взносов обязательными, а не перевод их в добровольный формат – еще одно принципиальное отличие предложений Минэкономразвития от позиции Минтруда и Минфина с ЦБ. Минэкономразвития не против реформы накопительной части, главное – не повышать нагрузку и не отменять обязательность накоплений, говорит чиновник министерства. Могут быть разные варианты – сохранить накопительные взносы в системе ОПС или же передать их от ПФР другому оператору, тут у министерства категорической позиции нет, объясняет он. Главное – обеспечить обязательность, квазиобязательность, автоматическое подключение, как угодно, но не отдавать решение на откуп самому работнику, убежден он: мировой опыт показывает, что чисто психологически люди не склонны в молодом возрасте задумываться о будущем, а в 40–50 лет копить на пенсию уже поздно, в итоге, оказавшись с маленькой пенсией, люди все равно потребуют денег у государства. К тому же право выбора – копить или не копить – у гражданина уже есть, при отказе весь тариф зачисляется в солидарную часть пенсии. И это право выбора необходимо продлить до 2020 г., поскольку в условиях моратория на накопительные взносы выбор варианта пенсионного обеспечения был для граждан существенно затруднен, пишет Минэкономразвития правительству.
Как и Минфин, Минэкономразвития предлагает правительству пересмотреть принципы бюджетной дотации ПФР, ограничив целевые трансферты. Оба ведомства считают, что нужно изменить и механизм индексации пенсий. Отличие в том, что в предложениях Минфина речь об индексации только 2017 г., которую ведомство предлагает сократить. Минэкономразвития принципы индексации предлагает реформировать: помимо инфляции нужно учитывать изменение демографической нагрузки на доходы ПФР. Гарантированный минимум нужно сделать гарантированным максимумом, следует из предложений Минэкономразвития. Сейчас по закону пенсии индексируются минимум на уровень инфляции предыдущего года (это положение приостановлено на 2016 г.). Минэкономразвития предлагает определять минимальный размер индексации исходя из доходов ПФР. А максимальный размер – исходя из прогнозируемой инфляции плюс 1%.
Предлагая ту или иную реформу пенсионной системы, обычно ставят во главу угла проблему ее дефицита, забывая, что вообще-то в центре пенсионных новшеств должен быть коэффициент замещения (размер пенсии в ее соотношении с зарплатой), рассуждает человек, знакомый с предложениями министерств и их обсуждением. По некоторым вопросам в правительстве уже сформировался консенсус, по некоторым – остаются принципиальные разногласия, в частности по размерам тарифа страховых взносов и индексации пенсий, говорил федеральный чиновник. Реформа накопительной части скорее всего будет отложена на осень, после выборов в Госдуму, полагает знакомый с предложениями ведомств человек: обсуждение возможного повышения нагрузки на зарплаты работников в предвыборный период нецелесообразно.