Правительство возвращается к трехлетнему бюджетному планированию

Но какой будет бюджетная политика, по-прежнему не ясно
Премьеру Дмитрию Медведеву пока нечего сказать о параметрах бюджета, кроме того, что он будет на три года
Премьеру Дмитрию Медведеву пока нечего сказать о параметрах бюджета, кроме того, что он будет на три года / ALEXANDER NEMENOV / AFP

При возврате к трехлетнему бюджету политика правительства будет определяться не ситуативно – как реакция на кризис, а с учетом среднесрочной перспективы, считает Акиндинова. Но непонятно, как этот бюджет будет балансироваться, отмечает она: бюджетная политика должна быть более универсальной к изменению внешних условий. Все принятые трехлетние бюджеты всегда пересматривались, напоминает Владимир Тихомиров из БКС. По сути бюджет остался однолетним, просто к нему добавится еще два года прогноза, какой может быть бюджетная конструкция, уточняет эксперт.

Надо возвращаться к трехлетнему планированию – это дает нам более четкое видение перспективы», – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, отчитываясь вчера перед Госдумой. Он впервые официально объявил, что бюджет снова будет трехлетним – 2017–2019 гг.

Из-за высокой волатильности нефтяных цен в 2015 г. правительство решило приостановить трехлетнее бюджетное планирование. Бюджет был сверстан исходя из цены нефти в $50, без бюджетного правила и только на 2016 г. Вместе с однолетним бюджетом Минфин в октябре 2015 г. внес в Госдуму проект бюджетного прогноза до 2030 г. на шести страницах.

Уже в декабре 2015 г., еще до подписания бюджета президентом Владимиром Путиным, Минфин заявлял о необходимости его корректировки. Затем правительство решило отложить изменение бюджета до апреля-мая.

Но внесения поправок и вовсе удалось избежать. Переверстка бюджета-2016 исходя из нового макропрогноза отложена на осень, подтвердил Медведев. Правительство ограничилось 10%-ным сокращением расходов незащищенных статей бюджета (Минфин на эту величину сократил лимиты – около 500 млрд руб.) и «тактическими» мерами, ужесточающими контроль за расходами.

У государства достаточно финансовых ресурсов для возобновления трехлетнего планирования, считает Медведев. Зависимость бюджета от экспорта углеводородов снизилась, сказал он: «Доля доходов, не связанных с продажей нефти и газа, увеличилась почти до 60%». Приоритетами в работе правительства он назвал оптимизацию бюджетной политики, поддержку несырьевого экспорта и импортозамещения, улучшение деловой среды, повышение качества самого государства и развитие социальной сферы.

Вернуть остатки

Для контроля над расходованием бюджета правительство одобрило казначейское сопровождение госзаказа и обязало до 1 октября вернуть бюджетные средства, которые еще не начали тратить. Также пополнить бюджет-2016 предлагается за счет приватизации и повышения дивидендов госкомпаний до 50% от чистой прибыли (мера должна принести до 100 млрд руб.).

Медведев не обозначил ни параметров, ни конструкции будущего трехлетнего бюджета. Необходимость глубоких структурных реформ он признал, но отметил: «любые форсированные преобразования усилили бы и продлили кризисные явления еще на несколько лет <...> Реформы за счет людей мы проводить не будем». Но если не проводить структурных реформ и не повышать производительность труда, российская экономика обречена на «вечную стагнацию», говорила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева на Апрельской конференции Высшей школы экономики (ВШЭ; см. статью на стр. 05).

В правительстве уже обсуждают бюджетную конструкцию на предстоящую трехлетку, говорит федеральный чиновник. Но многое упирается в политические вопросы, требующие отдельного решения, поясняет он: как будут индексироваться социальные расходы, будущее пенсионной системы, налогообложение нефтяной отрасли. «Есть особое мнение Минфина по этим вопросам, с которым согласны, мягко говоря, не все», – уточняет чиновник финансово-экономического блока. Вопрос стоит глобальнее, чем просто параметры бюджета, «кому сколько дать, где сколько срезать, идет дискуссия – какой именно должна быть бюджетная политика», говорит чиновник.

Бюджетный процесс стал гораздо менее прозрачным: больше обсуждается в кулуарах, меньше выносится на публичное обсуждение, сетует директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Российскому правительству следует начать стратегическую реструктуризацию расходов за пределами общих сокращений бюджета, говорится в докладе Всемирного банка по экономике России: потребуется комплексная переоценка приоритетов бюджетных расходов на оборону, социальную сферу, поддержку национальной экономики.