Потанин хочет выкупить долю Абрамовича в «Норникеле»

Другой акционер компании – UC Rusal блокирует сделку в суде Лондона
Владимир Потанин хочет купить долю Романа Абрамовича, сделке пытается помешать UC Rusal Олега Дерипаски/ PhotoXPress

«Я смотрю на перспективы нашего [с Олегом Дерипаской] сотрудничества по-прежнему оптимистично», – говорил «Ведомостям» основной владелец и гендиректор «Норникеля» Владимир Потанин буквально в начале февраля. Как оказалось, все не так радужно.

Структура Потанина Whiteleave Holdings предложила Crispian Investments Романа Абрамовича и Александра Абрамова купить ее долю, сообщил представитель «Интерроса» (тоже принадлежит Потанину, всего он контролирует 30,4% «Норникеля»). Возможной сделкой недовольна UC Rusal Олега Дерипаски (владеет 27,8% «Норникеля»). Она попросила Высокий суд Лондона заблокировать сделку Crispian Investments и Whiteleave Holdings. Суд начал слушания в пятницу, но отложил рассмотрение до недели, начинающейся 5 марта. Сколько именно акций принадлежит Crispian сейчас, не раскрывается. По данным на конец 2016 г., у нее было 4,2%, а всего у структур Абрамовича и Абрамова – 6,3%.

По словам представителя «Интерроса», в ответ на оферту Whiteleave Holdings Crispian уведомила «Интеррос» и UC Rusal, что готова продать акции, и предложила партнерам выкупить их. Идет ли речь обо всем принадлежащем Абрамовичу и Абрамову пакете, собеседники «Ведомостей», близкие к разным акционерам «Норникеля», не говорят. Лишь один из них уточняет, что речь идет обо всех акциях.

UC Rusal требует остановить эту сделку, так как она нарушает соглашение акционеров «Норникеля». «Интеррос» считает иск партнера необоснованным, сказал представитель компании: «Мы действовали в соответствии с соглашением акционеров, интересы UC Rusal не ущемлены».

Структура «Интерроса» предложила за пакет Crispian хорошую премию, говорят три источника «Ведомостей», близких к разным акционерам UC Rusal. Какую – не уточняют. В четверг 6,3% акций «Норникеля» стоили $2,1 млрд. А на приобретение пакета структура Абрамовича и Абрамова потратила около $777 млн: $619 млн на приобретение первых 5,87% (впоследствии эта доля снизилась) у UC Rusal и «Интерроса», а потом еще $158 млн – на выкуп 0,79% квазиказначейских акций у самого «Норникеля».

Акционерное соглашение Потанин, Дерипаска и Абрамович подписали в декабре 2012 г., оно поставило точку в корпоративной войне, длившейся (с небольшим перерывом) с 2008 г., когда UC Rusal выкупила блокпакет «Норникеля» у структур Михаила Прохорова. Абрамович взял на себя роль миротворца, его представитель в совете директоров выступал арбитром в сложных спорах между акционерами – у всех трех есть право вето по ключевым вопросам (капзатраты, выплата дивидендов и проч.). Crispian в течение трех лет после подписания соглашения не имела права снижать долю ниже 2,5%, говорится в соглашении акционеров (выдержки из него публиковала UC Rusal в 2014 г.). Для «Интерроса» и UC Rusal lock-up период составлял пять лет и истек 10 декабря 2017 г.

Если доля структур Абрамовича опустится ниже 1%, то он перестанет быть стороной соглашения, но для «Интерроса» и UC Rusal оно сохранит силу. UC Rusal считает, что Абрамович должен остаться партнером по «Норникелю», говорят два источника, близких к разным акционерам компании. «Вдвоем Потанин и Дерипаска не уживутся – мы это уже проходили», – сказал еще один собеседник «Ведомостей».

Почему «Интеррос» решил выкупить долю Абрамовича, не ясно. По акционерному соглашению UC Rusal и «Интеррос» могут номинировать по четыре представителя в совет директоров. Одного – Crispian, и трое должны быть независимыми: по одному предлагают UC Rusal и «Интеррос», еще одного – миноритарии. У «Интерроса» не появится право номинировать дополнительного директора после покупки пакета Crispian, утверждают собеседники «Ведомостей». Это зависит от условий акционерного соглашения: права одного из партнеров могут не переходить к другому в случае продажи компании – владельца акций, у нее могут остаться только базовые права по местному законодательству, например право на дивиденды, объясняет партнер Goltsblat BLP Антон Панченков. Если к моменту проведения годового собрания российского ПАО не будет хватать кандидатов на все 13 мест в совете, то совет директоров имеет право номинировать кандидатов самостоятельно, добавляет эксперт. Это может быть как сотрудник компании, так и независимый кандидат, все зависит от квалификационных требований в локальных документах, говорит Панченков.

UC Rusal может опасаться так называемой русской рулетки – способа выкупить пакет друг у друга, если отношения зашли в тупик, допускает один из собеседников. «Интеррос» или UC Rusal могут предложить друг другу продать акции по средневзвешенной за полгода цене с 20%-ной премией. Сторона, получившая предложение, может принять его, предложить оппоненту продать свой пакет за ту же цену или поднять цену своих акций. Тогда зачинщик дуэли должен либо купить долю по более высокой цене, либо продать свои акции. Если бы Потанин запустил русскую рулетку сейчас, минимальная сумма, в которую бы ему обошелся пакет UC Rusal, – $14 млрд. Впрочем, источники «Ведомостей», близкие к разным акционерам «Норникеля», уверяют, что никто рулетку запускать не собирается.

Представители UC Rusal и Millhouse от комментариев отказались.