«Норникель» обогатится платиной

«Норникель» обогатится платиной/ Евгений Разумный / Ведомости

У «Норникеля» и «Русской платины» нет взаимных обязательств выкупить доли друг друга в СП по добыче платиноидов. Об этом рассказал президент и крупнейший совладелец «Норникеля» Владимир Потанин. По его словам, в акционерном соглашении нет «никакого ни пут-, ни колл-опциона». Документ предусматривает возможность сделать акции ликвидными, после того как СП начнет работать, говорит президент «Норникеля». Он допустил, что одним из вариантов может быть выкуп его компанией доли партнера в проекте: «Это может быть привлечение стратегического партнера (которым может быть и «Норникель»), IPO либо другая форма». Представитель «Русской платины» комментировать условия акционерного соглашения не стал.

Это не первое крупное СП владельца «Русской платины» Мусы Бажаева: в апреле 2014 г. он объединил свою компанию Alliance Oil с Независимой нефтяной компанией Эдуарда Худайнатова, а в сентябре Бажаев продал партнеру свою 60%-ную долю.

На прошлой неделе «Норникель» и «Русская платина» подписали соглашение о создании СП для разработки месторождений платиноидов на Таймыре. «Норникель» внесет в его капитал лицензию на право разработки Масловского месторождения, а «Русская платина» – лицензии на Черногорское месторождение и «Норильск-1». Инвестиции в проект оцениваются в 250 млрд руб. Суммарные запасы новой компании – около 4300 т металлов платиновой группы и 6,3 млн т никеля. СП сможет ежегодно производить 70–100 т металлов платиновой группы (от 2,78 млн до 3,31 млн унций). Для сравнения: «Норникель» в 2017 г. произвел 670 000 унций платины и 2,78 млн унций палладия.

Дополнительного пересмотра формулы выплаты дивидендов «Норникеля» из-за проекта с «Русской платиной» не будет, рассказал Потанин: «Все эти проекты – Масловское месторождение, «Норильск-1», Черногорское – были заложены в модель, когда мы говорили о том, что проекты роста потребуют инвестиций». До сих пор инвестиции «Норникеля» по соглашению крупнейших акционеров («Интеррос», UC Rusal и Millhouse), подписанному в ноябре 2012 г., не превышали $2 млрд в год. В этом году «Норникель» начинает производство серной кислоты с ее последующей нейтрализацией, чтобы сократить вредные выбросы. Оно оценивается в $1,4–1,5 млрд. Это повысит инвестиции «Норникеля» в 2019–2020 гг. на $300–500 млн. Еще у компании есть перспективные проекты, инвестиционное решение о которых будет принято в I квартале. Это разработка Южного кластера – месторождений с высоким содержанием платиноидов и расширение Талнахской обогатительной фабрики. «Предстоит убеждать акционеров, что предложенный нами план роста в некотором смысле лучше ускоренной выплаты дивидендов», – добавил Потанин.

По соглашению акционеров «Норникеля» на дивиденды прежде направлял не менее половины EBITDA. В прошлом году после падения цен на металлы политика изменилась. Компания выплачивает 60% EBITDA, если соотношение чистого долга и EBITDA меньше 1,8. Если показатель равен или выше 2,2, то дивиденды могут снизиться до 30% EBITDA. Минимальные выплаты – $1 млрд. Формула может быть пересмотрена снова.

По мнению Потанина, при такой благоприятной конъюнктуре, как сейчас, нельзя форсировать выплату дивидендов, вместо того чтобы развивать столь перспективные проекты. «Я логику, в которой мне представлялось бы целесообразным пересмотреть дивидендную политику, партнерам изложил. Она не могу сказать, что с ходу принята, – она была услышана», – рассказал президент «Норникеля».

Представители UC Rusal и Millhouse Capital от комментариев отказались. Источник, близкий к одному из акционеров, говорит, что партнеры Потанина в курсе проекта с «Русской платиной», но пока лишь присматриваются к нему – он на слишком ранней стадии.