Лоукостер «Победа» получил прибыль в первый же год работы

В 2015 году авиакомпания заработала 37 млн рублей при запланированных убытках в 1,5 млрд руб.
В первый же год работы «дочка» «Аэрофлота» – лоукостер «Победа» заработал 37 млн руб. чистой прибыли при ожидавшихся 1,5 млрд руб. убытка
В первый же год работы «дочка» «Аэрофлота» – лоукостер «Победа» заработал 37 млн руб. чистой прибыли при ожидавшихся 1,5 млрд руб. убытка / М. Стулов / Ведомости

Авиакомпания «Победа» в 2015 г. вышла на небольшую прибыль по РСБУ, чем весьма гордится ее гендиректор Андрей Калмыков, рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры двух компаний из авиационного сектора, знающие об этом от самого Калмыкова. Информацию о прибыли подтвердили и в пресс-службе «Аэрофлота».

«Победа» начала летать лишь в декабре 2014 г. Планировалось, что 2015 г. лоукостер завершит с убытком в 1,5 млрд руб., говорит человек, близкий к «Аэрофлоту». Но в действительности компания получила 37 млн руб. чистой прибыли при выручке около 11 млрд руб., добавляет другой.

«Самолеты «Победы» (в парке 12 новых Boeing 737) эксплуатируются сверхинтенсивно: в воздухе они проводят 14 часов в сутки. Это дает низкие операционные затраты на один летный час. Компания серьезно экономила топливо: например, было снято ненужное оборудование (печи для разогрева еды, тележки и др.), самолеты стали легче на 1,5 т каждый, что снизило стоимость летного часа еще примерно на 380 руб., разработанная совместно с Boeing технология руления на одном двигателе дала экономию 100 кг топлива на каждом рейсе», – перечисляет человек, близкий к «Аэрофлоту».

Еще один собеседник, близкий к группе, добавляет, что «Победа» не тратится на рекламу и экономит на персонале: на одного сотрудника пришлось 5000 перевезенных пассажиров (всего 3,1 млн в 2015 г.), хотя среднемировой показатель – 1000 пассажиров на сотрудника. Кроме того, у лоукостера нулевой кредитный портфель, поэтому ему не нужно тратить деньги на выплату процентов.

Человек, близкий к «Аэрофлоту», напоминает, что «Победа» самостоятельно ведет коммерческую деятельность (за остальных своих «дочек» билеты продает «Аэрофлот») и платит за лизинг без помощи материнской компании, хотя принадлежность к «Аэрофлоту» позволила получить низкие лизинговые ставки за счет масштабов бизнеса всей группы.

Уже в пятерке

В январе «Победа» перевезла 331 000 пассажиров, это пятый показатель в России (по итогам 2015 г. была на 7-м месте), причем отстала от 3-го и 4-го мест всего на 47 000 и 20 000 пассажиров соответственно.

Другой собеседник добавляет, что «Победа» не готовит отчетность по МСФО, но разница с РСБУ была бы совсем незначительной.

Ведь «дочек» у нее нет, а самолеты взяты в операционный лизинг (при финансовом, когда самолеты становятся собственностью авиакомпании, в МСФО иначе учитываются амортизационные отчисления). МСФО может требовать дополнительных, как правило, неденежных расходов (например, резервов), что могло бы ухудшить финансовый результат, уточнили в пресс-службе «Аэрофлота».

В 2016 г. «Победа» планирует перевезти 4 млн пассажиров, что сделает ее лидером по росту на российском рынке, сказал в среду на дне IATA в России гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Согласно обновленной стратегии «Аэрофлота» (есть у «Ведомостей») в 2016–2021 гг. пассажиропоток «Победы» будет расти примерно на 20% ежегодно, у самого «Аэрофлота» – на 7%, у его «дочки» «Россия» – на 5%.

«Модель лоукостера оказалась очень востребованной на российском рынке, «Победе» удалось сгенерировать новый пассажиропоток – около 15% ее пассажиров впервые в жизни смогли позволить себе путешествие на самолете», – говорит человек, близкий к «Аэрофлоту».

«При запуске лоукостера «Аэрофлот» предполагал, что прибыль будет получена не раньше третьего года работы», – напоминает аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин.

«Безусловно, успеху «Победы» способствовали и объективные факторы: кризис в российской авиаотрасли, уход «Трансаэро», которая в последний год занижала цены себе в убыток до уровня лоукоста, – рассуждает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Борисов. – Но далеко не факт, что в этом году кризис поможет, так как при дальнейшем снижении платежеспособного спроса люди начнут совсем отказываться от полетов».

14 часов в воздухе – очень хороший показатель для среднемагистрального самолета, для российского рынка хороший показатель – 10–12 часов, добавляет он. «У второго европейского лоукостера – EasyJet – налет в 2015 г. был 10 часов в сутки, у группы «Аэрофлот» – 9,5 часа», – добавляет Ганелин.

Не менее 10% пассажиров в 2015 г. «Победа» перевезла по тарифу 999 руб., заявил в среду Савельев. Количество таких билетов зависит от платежеспособного спроса, на майские праздники их нет совсем, в низкий сезон может быть до 100 на рейс, на направлениях с плохим платежеспособным спросом (например, из Москвы в Киров или Чебоксары) их может быть 80% всего самолета (вместимость – 189 кресел).

Сам «Аэрофлот» в прошлом году по МСФО получил 415,17 млрд руб. выручки (+29,8% к 2014 г.), 58,7 млрд руб. EBITDA (рост в 2,4 раза) и 6,5 млрд руб. чистого убытка (сократился в 2,6 раза).