Кирсан Илюмжинов не смог купить «Тольяттиазот»

Возможно, сделка развалилась из-за включения бизнесмена в санкционный список США
Кирсан Илюмжинов не нашел общего языка с владельцами «Тольяттиазота»
Кирсан Илюмжинов не нашел общего языка с владельцами «Тольяттиазота» / Зураб Джавахадзе / ТАСС

В пятницу управляющая компания «Тольяттиазота» – ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот» объявила о том, что продать компанию бывшему президенту Калмыкии Кирсану Илюмжинову не удалось. Илюмжинов покинет должность президента ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот», отмечается в пресс-релизе.

Фонд Илюмжинова Credit Mediterranee SA претендовал на покупку 76% акций компании. Но он не сошелся с владельцами «Тольяттиазота» – Сергеем и Владимиром Махлаями – в понимании путей дальнейшего развития компании и сделка была отменена, говорит источник, близкий к одной из сторон переговоров. Сколько просили за свой пакет Махлаи, неизвестно. Он мог быть оценен в 60–70 млрд руб. с учетом скидки за внутрикорпоративный конфликт, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.

Корпоративный конфликт на «Тольяттиазоте» длится уже несколько лет и связан с желанием миноритарных акционеров – сначала «Реновы» Виктора Вексельберга, а затем «Уралхима» Дмитрия Мазепина (9,3%) – участвовать в управлении предприятием. В июне Мещанский районный суд Москвы наложил арест на все 100% бумаг предприятия в рамках дела о мошенничестве, возбужденного по заявлению «Уралхима» в 2012 г. По этому иску были заочно арестованы и объявлены в розыск Интерполом топ-менеджмент, а также оба Махлая.

Бизнес на связях

53-летний Илюмжинов с 1993 по 2010 г. возглавлял Калмыкию, c 1995 г. – FIDE. Он рассказывал «Ведомостям», что в 2012 г. купил 52% второго по величине топливного ритейлера Болгарии – Petrol Holding, стал акционером французской Sucden и британской Ashmore Group и создал фонд на $1 млрд. В записной книжке Илюмжинова половина списка Forbes, рассказывал его знакомый: «Илюмжинов включается в конфликтные ситуации и помогает договариваться враждующим сторонам».

За III квартал никаких изменений в «Тольяттиазоте» не произошло, следует из квартального отчета компании: совет директоров и правление компании остались прежними, а доли акционеров никак не изменились. Компания попыталась инициировать в октябре повторное годовое общее собрание акционеров, принять годовой и бухгалтерские отчеты за 2014 г., распределить прибыль, избрать совет директоров и ревизионную комиссию. Однако 23 ноября собрание не состоялось из-за отсутствия кворума, следует из данных «Тольяттиазота».

Во время президентства Илюмжинова корпоративный конфликт разгорелся с новой силой: владелец компании Ameropa Андреас Циви (владеет, по его заверениям, 12,96% акций «Тольяттиазота») обратился к президенту России, в правительство и Минюст с заявлением об ущербе. Циви отмечал, что понес ущерб в $413–453 млн из-за уголовного преследования в России (его слова передавало «РИА Новости»).

Илюмжинов был нанят, чтобы оказывать давление на следствие и попытаться закрыть уголовный процесс в отношении мажоритариев «Тольяттиазота», считает представитель «Уралхима». «По всей видимости, эти усилия не увенчались успехом, поскольку следственные органы продолжают вести расследование», – отмечает он.

В минувшую среду минфин США ввел в отношении Илюмжинова санкции, из-за того что тот, по мнению ведомства, «оказывал материальную поддержку и действовал в интересах сирийского правительства, а также центробанка Сирии». Счета Илюмжинова в связи с попаданием в санкционный список по Сирии могли быть заморожены, он также мог потерять доступ к фондированию, считает старший юрист BMS Law Firm Денис Фролов. Сергей Махлай проживает в США и имеет гражданство этого государства, следует из постановления суда, который утвердил в отношении его заочный арест, а компания Циви Ameropa зарегистрирована в Швейцарии. Это делает продажу пакета Илюмжинову невозможной, говорит Фролов. Санкции никак не повлияли на решение прежних собственников развернуть сделку, уверен источник «Ведомостей», близкий к одной из сторон переговоров между Махлаями и Илюмжиновым.

Представитель Илюмжинова не смог предоставить оперативные комментарии, а представитель «Тольяттиазота» отказался комментировать ситуацию.