Кирсан Илюмжинов купит «Тольяттиазот»

Он может удвоить стоимость предприятия, если положит конец борьбе за контроль над ним
У Кирсана Илюмжинова есть шанс удвоить стоимость «Тольяттиазота»
У Кирсана Илюмжинова есть шанс удвоить стоимость «Тольяттиазота» / Тутов Юрий / PhotoXPress

Акционеры ОАО «Тольяттиазот» 2 сентября заключили соглашение c международным инвестиционным фондом Credit Mediterranee SA Кирсана Илюмжинова о «продаже мажоритарного пакета акций», сообщило предприятие. Пресс-релиз датирован тем же днем. Вместе с долей предприятия Credit Mediterranee получит и строящийся терминал по перевалке жидкого аммиака в порту Тамань (Краснодарский край). Еще до окончания сделки Илюмжинов назначен президентом ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот» (управляющая компания предприятия). Это позволит Credit Mediterranee проверить финансовое состояние и оценить предприятие, говорится в сообщении «Тольяттиазота».

Илюмжинов сказал «Ведомостям», что покупает более 70% акций «Тольяттиазота». Знакомый бизнесмена уточняет, что речь идет о 76%. Столько же контролировали Сергей и Владимир Махлаи. Детали сделки ни Илюмжинов, ни представитель «Тольяттиазота» раскрывать не стали.

По словам Илюмжинова, он намерен модернизировать «Тольяттиазот» и привлекать зарубежных инвесторов. Собственно, последние и пробудили в Илюмжинове интерес к предприятию. Бизнесмен говорит, что в прошлом году с ним связались инвесторы из Юго-Восточной Азии. Они хотели соинвестировать в «Тольяттиазот», но побоялись вкладывать деньги в компанию из-за корпоративного конфликта. Поэтому Илюмжинов, по его словам, решил сам вступить в переговоры и выкупить долю Махлаев. Менеджмент компании он менять не намерен, заявил Илюмжинов «Ведомостям».

Путь к портам

По данным «Уралхима», в 2014 г. «Тольяттиазот» занимал 19,8% рынка аммиака в России, у самого «Уралхима» – 19,5%, у «Еврохима» – 19,2%. «Тольяттиазот» всегда был лакомым активом, так как до сих пор не входит ни в один холдинг, отмечает Юминов. Завод владеет аммиакопроводом в Одессу мощностью 2,5 млн т в год и протяженностью 2400 км.

Крупнейшему миноритарному акционеру «Тольяттиазота» – «Уралхиму» Дмитрия Мазепина (9,3%) о сделке стало известно лишь в пятницу, 4 сентября, из пресс-релиза предприятия, говорит представитель «Уралхима». Он уверен, что сообщение было опубликовано задним числом. Представитель «Уралхима» считает, что в настоящее время сделка неосуществима. Ведь акции предприятия арестованы. Корпоративный конфликт на «Тольяттиазоте» длится уже несколько лет и связан с желанием миноритарных акционеров – сначала «Реновы» Виктора Вексельберга, а затем «Уралхима» – участвовать в управлении предприятием. В июне Мещанский районный суд Москвы наложил арест на все 100% бумаг «Тольяттиазота» в рамках дела о мошенничестве, возбужденного по заявлению «Уралхима» еще в 2012 г. По этому же делу заочно арестованы и объявлены в международный розыск Интерполом совладельцы и руководители «Тольяттиазота» – помимо Махлаев это Андреас Циви, Беат Рупрехт и Евгений Королев.

Сделка возможна, ведь суд не накладывал арест на акции компаний, которые являются акционерами «Тольяттиазота», отмечает старший юрист BMS Law Firm Денис Фролов.

«Тольяттиазот» – один из крупнейших в мире заводов по производству аммиака, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Он может быть оценен в 60–70 млрд руб. с учетом скидки за внутрикорпоративный конфликт. Аналитик «Велес-капитала» Дмитрий Лютягин оценивает «Тольяттиазот» в 55–60 млрд руб. Если бы конфликта не было, актив мог бы стоить вдвое дороже. Возможно, Илюмжинов и рассчитывает получить разницу между перспективной стоимостью и реальной, в случае если ему удастся урегулировать спор с «Уралхимом».

53-летний Илюмжинов с 1993 по 2010 г. возглавлял Республику Калмыкию. Ранее он сам рассказывал «Ведомостям», что в 2012 г. купил 52% второго по величине топливного ритейлера Болгарии – Petrol Holding, стал акционером французской Sucden и британской Ashmore Group и создал фонд на $1 млрд. В записной книжке Илюмжинова половина списка Forbes, рассказывал его знакомый: «Илюмжинов включается в конфликтные ситуации и помогает договариваться враждующим сторонам. На этом можно заработать деньги или просто получить долю в компании».

В подготовке статьи участвовали Александра Терентьева, Алина Фадеева