Минпромторг готов поддержать производство беспилотных «Камазов»
Группа ГАЗ считает, что помогать надо не только производителям грузовиковМинпромторг предлагает компенсировать 97% расходов на разработку автомобилей с автономным и дистанционным управлением, если к 2021 г. будет организовано серийное производство 100 шт. в год. Это следует из проекта постановления правительства со сводом «правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств», опубликованного на regulation.gov.ru. Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.
В бюджете 2016 г. на поддержку производства беспилотников уже заложено 2,2 млрд руб. Документ Минпромторга описывает, каким образом они могут быть распределены. Оплатить из бюджета можно расходы на НИОКР, зарплату сотрудников (всего над проектом должно работать не менее 300 человек, 100 рабочих мест должны быть новыми), лизинговые платежи за оборудование и проч.
Над беспилотными автомобилями работают «Камаз», группа ГАЗ, «АвтоВАЗ». Но под описанные в правилах условия получения субсидий подходит в первую очередь «Камаз» – он готовится выпускать беспилотные полноприводные автомобили с автоматической коробкой передач. Проект ориентирован на «Камаз», подтверждает сотрудник одного из автозаводов. «Камаз» будет участвовать в распределении субсидий, сообщил его представитель.
Год назад проект выпуска беспилотных «Камазов» оценивался в 17–18 млрд руб. Из-за кризиса сумма сократилась до 12 млрд руб., из них 3–4 млрд руб. – собственные средства «Камаза», поясняет источник, близкий к компании. Шанс успеть к 2021 г. есть, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов, беспилотники будут созданы на базе уже разработанных машин. Это будут частично беспилотные машины, полностью автономные экземпляры – перспектива 2030 г., говорит источник, близкий к «Камазу».
«Проект постановления крайне сужает сферу разработок беспилотных транспортных средств в России – фактически планируется поддержка создания только полноприводных грузовиков и остаются невостребованными разработки в сегменте автобусов», – сожалеет вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. В проект заложено техническое требование о наличии полного привода, «которое во всем мире не является определяющим критерием для беспилотных транспортных средств», замечает она. Беспилотные грузовики могут пригодиться МЧС, силовым структурам и проч. – отсюда и повышенный интерес государства, считает Беспалов.