Беспилотные грузовики к 2018 году поедут от Москвы до Санкт-Петербурга

А потом и от Европы до Китая
Если тесты будут успешными, беспилотники поедут по «Шелковому пути» – от Хельсинки и Бреста до Пекина
Если тесты будут успешными, беспилотники поедут по «Шелковому пути» – от Хельсинки и Бреста до Пекина / «Камаз»

Беспилотные «Камазы» будут тестироваться на платной трассе М11 Москва – Санкт-Петербург три года – в 2016–2018 гг. Это часть проекта «Высокоскоростные автотранспортные коридоры для беспилотных транспортных средств» (auto.net), входящего в «Национальную технологическую инициативу». Премьер Дмитрий Медведев выделил на нее 10 млрд руб. неделю назад. 2,2 млрд руб. предусмотрено в проекте бюджета на 2016 г. Сколько именно пойдет на беспилотники, станет ясно, когда министерства представят проекты дорожных карт с конкретными предложениями, говорит представитель вице-премьера Аркадия Дворковича. Участие в тесте на М11 подтвердил представитель «Камаза».

Машина для плохих дорог

Консорциум по созданию беспилотных «Камазов» в отличие, например, от Google и GM делает ставку не на размещение датчиков на дорогах, а на системы «альтернативного зрения», чтобы не пришлось тратиться на развитие инфраструктуры, объясняет один из участников проекта, это умный грузовик на плохой дороге. Правда, Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников, отмечает представитель службы.

Если тесты будут успешными, беспилотники поедут по «Шелковому пути» – от Хельсинки и Бреста до Пекина. Создание высокоскоростных дорог с беспилотным движением позволит России стать ключевым транзитным звеном евразийской торговой системы, говорится в материалах к проекту auto.net.

Беспилотники уже ездят в России, рассказывает директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков, например, несколько «Газелей» и «Камазов». Но бюджетное финансирование и допуск на М11 получат только «Камазы», говорит один из участников проекта.

В автопоезде во время тестов будет 5–10 обычных «Камазов», водитель будет управлять лишь первым и только в сложных условиях, остальные должны копировать движение. Затраты на научно-исследовательские работы по беспилотнику гендиректор «Камаза» Сергей Когогин зимой оценивал в 5–6 млрд руб., запуск серийного производства – еще в 12 млрд. В консорциуме с «Камазом» за искусственный интеллект отвечает Cognitive Technologies, ее президент Ольга Ускова оценивала проект в 12 млрд руб.: 5 млрд должны были вложить партнеры, еще 7 млрд – Минпромторг.

Представитель «Автодора» подтвердил, что госкомпания вместе с АСИ прорабатывает создание интеллектуальных транспортных средств для участка на М11. «Автодор» ведет переговоры с китайцами и европейцами о запуске беспилотных автопоездов по коридорам Европа – Китай, говорит человек, участвующий в обсуждении проекта, это позволит сократить время в пути.

Интерес к выпуску беспилотных машин проявляет и группа ГАЗ. У ГАЗа кроме роботизированных «Газелей» есть и по-настоящему беспилотные «Уралы», но за бюджетной поддержкой автопроизводитель еще не обращался, говорит вице-президент ГАЗа Елена Матвеева.

С 2020 г. запустить беспилотное движение по всей стране технически, наверное, возможно, а экономически – смысла нет: труд дальнобойщиков в России не так дорог, считает директор Института транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин: «Нужно понять, будет ли система дешевле, чем труд дальнобойщика».