Правительство уточнит закон о «шпионских устройствах»
undefinedВ законодательстве необходимо четко разграничить технические средства для шпионажа и приборы, которые используются в повседневной жизни, чтобы обезопасить население от административного и уголовного преследования, заявил премьер Дмитрий Медведев на заседании правительства в четверг.
«Отсутствие этого термина в законодательстве приводило к размытому толкованию правовых норм, и в зоне риска могли оказаться те, кто приобретал такие спецсредства просто для решения бытовых проблем», – сказал Медведев.
На заседании в четверг правительство рассматривает проект поправок в уголовное и административное законодательство, которые уточняют термин «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации». Корректировки призваны дифференцировать понятие технических спецсредств для шпионажа от устройств, рассчитанных на бытовое использование. Поправки ранее были одобрены правительственной комиссией по законопроектной деятельности.
В ноябре Верховный суд (ВС) разъяснил порядок применения ст. 138.1 УК, наказывающей за незаконный оборот средств для негласного получения информации. ВС заключил, что сам по себе факт незаконного оборота «шпионских устройств» не может свидетельствовать о виновности человека в преступлении, если у него не было умысла использовать прибор для негласной слежки. Если человек купил «шпионское устройство» в интернет-магазине, добросовестно заблуждаясь в его характеристиках, то это также не является его виной. Наконец, как полагают судьи, нельзя преследовать по этой статье лиц, которые приобрели такие устройства в целях личной безопасности, сохранности имущества или для слежки за животными и не собирались использовать такие устройства для посягательства на конституционные права других граждан.
Проблема применения этой уголовной статьи приобрела общероссийскую известность после того, как на большой пресс-конференции президента Владимира Путина в декабре 2017 г. главе государства рассказали про уголовное дело против курганского фермера Евгения Васильева, заказавшего по интернету GPS-трекер для контроля за коровами.