«Яндекс» повысил риски
Компания описала в годовом отчете, как санкции и война на Украине влияют на бизнес«Яндекс» рассматривает конфликт на Украине и связанное с ним ухудшение экономической ситуации в России в качестве одного из основных рисков для своего бизнеса, следует из опубликованного сегодня на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) годового отчета. В нынешнем отчете за 2014 г. геополитические проблемы и экономический кризис вынесены на первое место в списке рисков для бизнеса компании. Тогда как в отчете за 2013 г. (опубликован в апреле 2014 г.) эти риски упоминались среди прочих, а первое место занимало описание возможных проблем для бизнеса «Яндекса», связанных с высокой конкуренцией со стороны Google и Mail.ru.
Упоминание такого риска на первом месте – это формальность, утверждает представитель «Яндекса» Ася Мелкумова: «юристы публичных компаний рекомендуют такую последовательность». Она напоминает, что публичные компании обязаны описывать в годовом отчете все риски – даже гипотетические.
«Геополитические и макроэкономические проблемы негативно сказались на российской экономике и создали в ней неопределенность и нестабильность: эта ситуация может навредить нашему бизнесу, нанести вред финансовому состоянию компании и повлиять на ее результаты», - говорится в отчете. Дальше «Яндекс» описывает последствия кризиса. Кризис обернулся для страны резкими колебаниями валютного курса, процентных ставок по кредитам, падением ВВП в 2015 г., резким падением стоимости акций российских компаний. В 2014 г. курс российского рубля упал на 42% по отношению к доллару, хотя с января по апрель 2015 г. курс национальной валюты вырос на 9%, говорится в отчете. «Яндекс» отмечает, что российская экономика пострадала также от падения цен на нефть и от международных санкций, наложенных на страну из-за войны на Украине. «Яндекс» отмечает негативное влияние переоценки рейтинга России в сторону «мусорного» со стороны рейтингового агентства Standard & Poor’s.
«Яндекс» сообщает, что замедление развития российской экономики уже отразилось на показателях компании. Дальнейший прогноз для развития экономики сделать сложно, но дальнейшее ухудшение ситуации негативно повлияет на рентабельность бизнеса компании. Речь идет прежде всего о снижении расходов на рекламу со стороны рекламодателей. А «Яндекс» почти всю выручку получает именно от рекламы. Также компания сообщает, что падение курса рубля существенно повысило ее расходы на аренду офиса.
«Яндекс» и Mail.ru Group примерно втрое снизили темпы роста выручки, следует из их отчетности за I квартал 2015 г. Обе компании связали это со сложной экономической ситуацией в стране, падением рекламного рынка и покупательской способности населения.
Из-за ситуации на Украине США и Евросоюз ввели санкции против России, и пока неясно, как долго они продлятся, говорится в отчете. Санкции введены не только против частных лиц, российских компаний и чиновников: они запрещают американским и европейским компаниям работать в Крыму и Севастополе. «Эта ситуация может повлиять на работу наших международных клиентов в России, что отрицательно скажется на наших доходах и рентабельности», - предупреждает компания. Санкции также могу помешать «Яндексу» управлять его юридическими лицами и операциями за рубежом, говорится в отчете. При этом «Яндекс» подчеркивает, что ни его материнская компания в Нидерландах Yandex N.V., ни российское юрлицо не попали под санкции.
Политические, гражданские и военные конфликты между Россией и другими странами могут негативно отразиться на экономике, предупреждает «Яндекс» Это может привести к общему недоверию к стране международных инвесторов, и они будут вынуждены сократить свои инвестиции в России или вовсе выйти из российских активов. Все это может привести к волатильности на финансовых рынках и значительному снижению цен на бумаги российских компаний.
Конкурент «Яндекса» Mail.ru Group в своем отчете за 2014 г. тоже в качестве рисков называет конфликт на Украине и экономические проблемы в России, но описывает ситуацию менее детально: компания прогнозирует, что конфликты, связанные с Украиной и Крымом, могут негативно отразиться на деятельности компании. Также Mail.ru Group описывает экономические проблемы в России, из-за которых случилось существенное падение на рекламном рынке.