Суд США отклонил иск о неконкурентных действиях Google на Android
Похожие претензии к Google по жалобе «Яндекса» в России рассматривает антимонопольная службаОкружной суд Северного округа Калифорнии отклонил иск двух частных лиц о неконкурентных действиях Google при заключении договоров с производителями мобильных устройств Android. Это следует из текста решения суда. Гари Фетельсон и Даниэль МакКи пытались доказать, что Google своими неконкурентными действиями косвенно влияет на повышение цен на смартфоны и тормозит развитие инноваций, уточняет издание eWeek. Два частных лица заявили также на суде, что представляют интересы и других потребителей.
Истцы обвинили Google в том, что он навязывает производителям обязательную установку на смартфоны Android своего поиска, а также других приложений. Фетельсон и Даниэль МакКи утверждают, что соглашения Google с такими производителями как Samsung и HTC делает очень трудным предустановку на устройства Android приложений других разработчиков, в том числе поисковых. В тексте иска говорится, что производители, пожелавшие установить такие популярные приложения как видеохостинг Youtube и магазин приложений Google Play, были вынуждены согласиться установить на свои устройства поиск Google в качестве основного. А это фактически лишает аудитории других разработчиков приложений, тормозит инновации и делает мобильные устройства более дорогими, говорится в иске.
Тем не менее эти аргументы были отклонены судьей Бет Фримэн: по мнению судьи, истцам не удалось установить связь между соглашениями Google с производителями устройств и повышением цен на эти устройства. Чтобы антимонопольное расследование было продолжено, истцам следует доказать, что незаконные действия Google нанесли им конкретный ущерб, который антимонопольное законодательство должно было бы предотвратить. А истцы не смогли показать как они пострадали от действий Google в той мере, в которой это описывает антимонопольное законодательство, указал судья в своем решении.
Тем не менее судья дал истцам время на подачу новой жалобы: они могут сделать это в течение 21 дня.
На прошлой неделе похожее дело в отношении Google возбудила в России Федеральная антимонопольная службы (ФАС). Правда, жалоба в ФАС пришла не от частных лиц, а от «Яндекса». У российской компании аналогичные претензии к тому, как Google работает с производителями устройств. Представители «Яндекса» утверждают, что Google вынуждает производителей устройств Android отказываться от предустановки сервисов конкурентов. Например, в прошлом году три производителя смартфонов - Fly, Explay и Prestigio - друг за другом отказались устанавливать сервисы «Яндекса» на свои устройства, сославшись на условия Google. Если производитель хочет встроить в свои устройства, например, магазин приложений Google Play, то это одно из стандартных условий, подтверждали вендоры. «Яндекс» же хочет добиться, чтобы список сервисов, доступных владельцам устройств, не зависел от того, какая операционная система на нем установлена. «Яндекс» также участвует в качестве свидетельства в расследовании деятельности Google в Европе, которое ведет Еврокомиссия.
Опрошенные «Ведомостям» ритейлеры говорят, что смартфоны Android с сервисами «Яндекса» популярны у российских пользователей. Но их популярность объясняется в первую очередь востребованностью самих гаджетов в силу сочетания их функциональных характеристик и цены, а не тем, что на них установлены эти приложения, говорит руководитель Explay Эдуард Ващенко. Например, Yandex Kit предустанавливался на модель Explay Flame: объемы ее продаж в момент предустановки превышали 10 000 устройств в месяц - для одной модели В-бренда с широким ассортиментным рядом это высокий показатель. В то же время, для определенной аудитории наличие Yandex Kit могло быть дополнительным мотивом выбора смартфона при сравнении его с другими моделями без предустановок, считает он.
Представитель «Связного» Мария Заикина говорит, что в этой сети продажи устройств с Yandex Kit (разработанная «Яндексом» оболочка для Android) невелики. Однако дело не в их непопулярности, а в том, что эти гаджеты продавались сравнительно недолго и их ассортимент не был широким - например, у Explay предустановка шла только на одну модель. А президент «Евросети» Александр Малис считает, что никакого влияния на продажи установленные приложения не оказывают. Более того, "кастомизированные продукты, как правило, продаются хуже остальных», заключает он.