Виртуальные персонажи начинают и выигрывают

Аватары все увереннее заменяют настоящих людей
За считанные годы аватарки приобрели статус полноценных лидеров общественного мнения и законодателей мод

Смешанная реальность уже сейчас становится повседневностью – «Шоу Трумана» перешло в цифру. Но если в известном фильме развитие сюжета зависело от голосования миллионов телезрителей, то нынешние виртуальные герои сами заходят в гости к поклонникам, и последним уже не надо часами поджидать их у гримерок. Кумиры стали контактными – они отвечают на послания подписчиков, делятся своими сокровенными мыслями, просят советов и готовы улыбнуться каждому владельцу смартфона.

20 000 руб. за билет на голограмму

В 2019 г. миллиард зрителей наблюдал выступление китайской виртуальной певицы Луо Тианьи на ежегодном музыкальном фестивале в Китае. Чуть ранее мультяшная певица выступила на одной из крупнейших площадок Шанхая под аккомпанемент китайского пианиста-виртуоза Ланг Ланга и камерного оркестра. Билеты на концерт, средняя стоимость которых составила $235, были раскуплены за считанные часы.

Virtual idols, или v-human, стирают грани между реальным и компьютерным миром, становясь ньюсмейкерами и лидерами общественного мнения. Если лет 30 назад такое можно было представить только на концерте для дошкольников, которых привели послушать песенки в исполнении Чипа и Дейла, то сегодня влияние нарисованных инфлюенсеров настолько велико, что китайский филиал McDonald’s заменил своего традиционного клоуна Рональда Макдональда на виртуальных Happy Sisters, а журнал Time включил виртуальную исполнительницу Лил Микелу в топ-25 самых влиятельных людей в интернете. Лил Микела – одна из самых популярных персонажей светской хроники США и Европы. Она изображалась в паре с десятками голливудских звезд, о ее провокационном поцелуе с Беллой Хадид написала The Guardian, она снималась в рекламе Prada, Balenciaga и Kenzo.

За считанные годы «аватарки» приобрели статус полноценных лидеров общественного мнения и законодателей мод. V-human потеснили из социальных сетей не только настоящих блогеров, но и блогеров-роботов, и этот тренд продолжает укрепляться во всем мире. В 2022 г. совокупный бюджет на работу маркетологов, представляющих интересы виртуальных инфлюенсеров, по данным Business Insider Intelligence, составит примерно $15 млрд.

«Свой парень» в каждом смартфоне

По мере того как технологии создания виртуальных героев становятся все более доступными, они прочнее закрепляются в реальной жизни, а их создатели получают больше возможностей зарабатывать, манипулируя аудиторией намного эффективнее, чем это делают нынешние медиа и кинокорпорации.

Нарисовать персонажа под узкую аудиторию, поместить его в социально близкий антураж, научить говорить с нужным акцентом гораздо проще, чем подготовить соответствующего человека. Пока нет точных данных, но можно предположить, что создаваемая искусственным интеллектом смешанная реальность воздействует на общественное мнение примерно с той же силой, что и реальные события. А число людей, привлеченных обаянием мультяшных друзей, увеличивается с каждым днем на миллионы. Но самое важное, что каждый из них верит, будто нарисованные блогеры-качки, исполнительницы, повара производят свой контент конкретно для него. Микрокоммуникация создает ощущение личного присутствия, а значит, усиливается ее воздействие.

Крупные продюсерские центры проводят социологические исследования, чтобы сформировать идеальный образ как для золотой молодежи, так и для обитателей бразильских фавел или индийских трущоб. Жизнь создаваемых виртуальных персонажей похожа на ту, которой живут их подписчики.

На службе у большого бизнеса

Виртуальная реальность пришла и в крупный бизнес. Прошедшая недавно презентация по случаю переименования головной компании Facebook в Meta – яркое тому подтверждение: большую часть видеопрезентации на экране находился не сам Цукерберг, а его аватар.

Следующим шагом, следуя этой логике, могут стать виртуальные корпорации, связь которых с реальным бизнесом будет обеспечивать только интерес подписчиков.

При помощи нарисованных инфлюенсеров процесс воздействия на аудиторию перестраивается с реактивной позиции, т. е. с показа виртуального мира как копии реальности, на новую реальность, которая органично вписывается в наш мир.

Недавно российские и китайские программисты создали новый проект – виртуальную певицу Алену. Первый сингл Алены «Навстречу счастью шагай!» привлек внимание поклонников virtual idols. Если россияне работали над внешностью Алены, стараясь максимально приблизить ее к усредненному стандарту, то китайцы создавали уникальный голос.

Количество сервисов, которые предлагают всевозможных роботов-генераторов, становится все больше и больше. Спектр услуг расширяется – от текстового контента до визуального. И, очевидно, в скором будущем ленты информационных агентств будут выдавать новости о событиях, которые были инициированы или стали следствием того или иного «поступка» виртуального инфлюенсера.