Марина Краснова: «Мы охватываем 84% аудитории рунета»

Генеральный директор «В контакте» Марина Краснова – о работе в период ограничений иностранных соцсетей в России
Генеральный директор «В контакте» Марина Краснова/ Максим Богодвид / РИА Новости

Российская соцсеть «В контакте», входящая в топ-5 наиболее популярных сайтов в рунете (данные Mediascope по охвату за апрель 2022 г.), с начала весны переживает небывалый рост аудитории на фоне ограничений работы иностранных соцсетей в России. О работе с зарубежными музыкальными лейблами в непростой политической ситуации, а также о новых направлениях деятельности социальной сети в интервью «Ведомостям» рассказала генеральный директор «В контакте» Марина Краснова.

– Как изменилась с началом весны стратегия соцсети?

– Мы столкнулись с усиленным ростом нашей аудитории. Если зимой средняя месячная аудитория в России была на уровне 73 млн, то сейчас уже почти 76 млн, а наша дневная аудитория выросла на 9% и превысила 50 млн. Это новый рекорд, и не только для нас, а для любой соцсети в России. Поэтому к нашим основным задачам – объединения, развлечения, общения людей – добавилась задача по их адаптации к нашим новым сервисам, ко всему тому, что появилось, пока кого-то не было. Мы также много времени уделили обратной связи от них, и их привычные паттерны потребления заставили нас пересмотреть ряд подходов к сервисам.

– Вы упомянули паттерны поведения пользователей. Как они изменились?

– Я бы сказала, что стал больше востребован видеоформат, но это не связано с какими-то внешними изменениями. Это скорее общая тенденция – рост интереса особенно к коротким видео, рост вовлеченности аудитории в подобном контенте. Когда мы запускали наш сервис клипов, мы думали, он будет более востребован у молодой аудитории и те авторы, которые придут к нам на платформу, будут в основном молодежными селебрити. Но мы ошиблись – этот формат оказался востребован и более старшей аудиторией.

– Ваша аудитория выросла равномерно во всех демографических сегментах или же в каких-то определенных?

– Скорее, равномерно во всех. Мы охватываем 84% аудитории рунета, т. е. можно сказать, что вся страна пользуется «В контакте», поэтому мы и растем во всех сегментах равномерно.

– Не планируете на этом фоне какой-либо ребрендинг, смену позиционирования?

– Про ребрендинг или репозиционирование сейчас речи не идет, мы намерены сфокусироваться на большем продвижении своих сервисов, более активном информировании аудитории и т. п.

– Вы сказали, что видите рост интереса к контенту, видите ли вы кратный рост именно к новостному контенту? Будь то видеоконтент или текстовый контент.

– Ситуативный информационный контент тоже востребован. Мы для этого и запустили ленту «Актуальное», которая собирает контент индивидуально для каждого пользователя. Людям важно и интересно следить за актуальными событиями и темами. Но в целом мы видим очень большой рост интереса к самому разному контенту, не только к новостному. Число созданных сообществ выросло на 68%, а просмотры ленты – на 16%.

– Какова сейчас ситуация с иностранными правообладателями музыки – лейблами?

– Мы видим, что бОльшая часть релизов у нас представлена. И здесь хочется отметить, что исторически локальные отечественные исполнители занимают топ-чарты сервиса «VK Музыка», поэтому у нас всегда был фокус на отечественных музыкантов. Мы продолжаем их поддерживать, и особенно новых, только набирающих популярность.

Марина Краснова

генеральный директор «В контакте»
Окончила физико-механический факультет Санкт-Петербургского политехнического университета по специальности «Прикладная математика и информатика»;
2009
работала в компании Yota, занималась разработкой мобильных приложений;
2013
перешла в компанию VK (на тот момент — Mail.ru Group) на должность  продуктового менеджера;
2019
присоединилась к команде «ВКонтакте» в роли директора по продукту
2021
С марта 2021 г. – генеральный директор соцсети «Вконтакте»
– Получается, что даже если все зарубежные музыкальные лейблы вдруг приостановят сотрудничество с «В контакте», то соцсеть мало что потеряет?

– Таких разговоров сейчас не ведется, мы даже в теории не рассматриваем таких сценариев.

– Соцсеть ощущает сейчас какое-то давление на себя за пределами России? Со стороны каких-либо структур или же пользователей?

– Мы работаем в стабильном режиме. Более того, в марте месячная аудитория «В контакте» во всем мире впервые за нашу историю преодолела отметку в 100 млн пользователей.

– Интересно ли «В контакте» направление онлайн-кинотеатров, крупных видеоплатформ?

– Исторически у нас велика доля пользовательского контента. Хотя и с правообладателями мы проделали грандиозную платформу – на платформе «VK Видео» сейчас порядка 70 000 единиц контента. Но сейчас мы видим для себя возможности для роста в потреблении уникального профессионального контента собственного производства, нашего продакшена. Совсем скоро мы покажем собственный сериал «Ферма» про блогеров. Это будет комедийный проект из 10 серий, короткометражных роликов с блогерами, которые оказываются в деревне. Мы видим, что уникальный проект, если он хорошо сделан, всегда привлекает новых пользователей.

– Сколько стоило создание этого проекта?

– Не раскрываем.

«Вконтакте»

«Вконтакте» – одна из крупнейших работающих в России социальных сетей. По данным опроса ВЦИОМ в апреле 2022г., входит в топ-3 наиболее популярных у россиян соцсетей после YouTube и WhatsApp (принадлежит компании Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ)). Согласно данным Mediascope по охвату аудитории, наряду с сайтами «Яндекс» и Google входит в топ-5 среди работающих в России ресурсов. Запущена в 2006 г., а с 2010г. входит в состав VK (до 2021г. — Mail.ru Group). Выручка соцсети за год 2021г. выросла на 21,9%, до 27,9 млрд рублей.

– Вы работаете только над этим проектом или же несколькими? Сколько собственных сериалов вы планируете произвести, заказать до конца 2023 г.?

– У нас в работе примерно 10 проектов собственного производства, в том числе короткого вертикального формата в «VK Клипах». Мы скоро уже поделимся всеми подробностями, сейчас производство в активной стадии.

– Есть ли еще какие-то новые для вас направления, которые вам было бы интересно развивать?

– Нам интересен формат коммуникаций, развития интерактивных инструментов для взаимодействия с аудиторией во время групповых звонков. В какой-то степени мы видим будущее в развитии таких форматов интерактивного плана. Речь идет об инструментах интерактива в групповых звонках с неограниченным количеством участников. Это своего рода виртуальные коммуникации: в «VK Звонках» можно будет организовать большие трансляции различных событий, играть, устраивать онлайн-квартирники, но самое главное, что их объединит, – инструменты для интерактива в режиме реального времени.

– Например, это будут какие-то органайзеры, опции голосования во время звонка, инструменты для бесшовного перехода аудитории из звонка в какие-то интернет-магазины?

– Мы думаем над разными форматами, но в целом вы верно о формате говорите. Еще мы активно развиваем наши звонки в сфере делового общения.

– Многие зарубежные компании приостановили работу в России, и на рынке оказались специалисты, которые работали в этих структурах, но не приняли предложения о релокации. Видите ли вы всплеск интереса потенциальных сотрудников к своей компании? Насколько вы планируете увеличивать штат?

– Мы в целом видели приток из этих компаний к нам и раньше. Но тут играет важную роль количество продуктов, над которыми мы работаем. За несколько лет их стало сильно больше. Если в прошлые годы у нас в год открывалось порядка нескольких десятков вакансий, сейчас их порядка 200, а общий штат сейчас 1700 сотрудников. Команда растет, мы активно расширяемся, к нам приходят специалисты из самых разных компаний.