«В демоверсию Angry Birds сыграли на Международной космической станции»
После Angry Birds Питер Вестербака инвестирует в технологические стартапы и не боится последствий кризиса из-за пандемииПитер Вестербака – акционер и бывший директор по маркетингу Rovio Entertainment, разработчика игры Angry Birds. С 2009 г. игру скачали 4,5 млрд раз. Angry Birds – не просто игра, а зонтичный бренд для игр, фильмов, напитков, футболок и других товаров. Выручка группы Rovio в 2019 г. составила 289,1 млн евро.
C 2008 г. Вестербака занимается организацией крупнейшей в Финляндии конференции для стартаперов – Slush, сам читает лекции по предпринимательству и маркетингу. Уволившись из Rovio в 2016 г., он вложил деньги в несколько десятков технологических стартапов, а теперь хлопочет о строительстве железнодорожного тоннеля между Хельсинки и Таллином, проекте на 15 млрд евро. В прошлом году основанная Вестербакой FinEst Bay Area Development подписала предварительное соглашение об инвестировании, а также меморандум о взаимопонимании с тремя государственными корпорациями Китая – China Railway International, China Railway Engineering и China Communications Construction. Контроль будет у финской стороны, уверяет Вестербака, нужные средства FinEst привлечет за счет кредитов.
Вестербака обещает построить в Финляндии и Эстонии аналог Кремниевой долины, только лучше. А тоннель будет способствовать сотрудничеству и общению стартаперов обеих стран. Проект прибалтийской Кремниевой долины уже окрестили «Тальсинками».
Скептики называют Вестербаку прожектером и сомневаются, что тоннель удастся построить и окупить. «Ведомости» разбирались, насколько Вестербаке удалось продвинуться в своих начинаниях и грозит ли им что-то из-за пандемии COVID-19.
– Больше всего эпидемия сказалась на моих поездках и выступлениях. Я должен был выступать на 10 мероприятиях, в том числе с лекцией в Москве, и все отменены или отложены. Лекция в Москве перенесена на сентябрь. На деятельность портфельных компаний COVID-19 пока не повлиял, работа замедлилась лишь слегка. У меня в день по пять переговоров онлайн сейчас. Мы планировали конференцию Slush во Вьетнаме, она пройдет в дистанционном формате. Как раз перед закрытием границ я успел съездить в парламент Эстонии. Планировал поехать на переговоры в Нарву, обсудить возможность скоростной железнодорожной ветки на Санкт-Петербург, они отменены. В остальном проект строительства тоннеля идет по плану.
«Нужно выделяться, чтобы достичь успеха»
– Это был хороший год, 20 мая 2016 г. вышел первый мультфильм Angry Birds. Мы договорились о показе более чем в 50 странах, включая Россию, США и Китай. В моем уходе не было никакой трагедии. Работа в Rovio была интересной – превратить Angry Birds в быстро растущий потребительский бренд и использовать этот бренд везде. Но после шести лет работы над франшизой я захотел заняться чем-то большим.
Питер Вестербака
Во время IPO Rovio в 2017 г. я продал примерно половину моего пакета акций компании (доля Вестербаки перед IPO, состоявшимся в октябре 2017 г., составляла 3,1%. Большая часть акций Rovio принадлежала структурам Кая Хеда – отца одного из основателей и тогдашнего гендиректора Rovio, Микаэля Хеда, – а также венчурным компаниям Accel Partners и Atomico. Вся компания была оценена в 896 млн евро. – «Ведомости»).
– Я инвестировал почти в 30 компаний: 16 игровых студий, остальные – разные высокотехнологичные компании, от электромобилей до онлайнового образования. В каждый стартап вложил от 10 000 до 100 000 евро, а весь портфель стартапов составляет несколько миллионов евро. Но мое главное участие заключается не в деньгах, а во вложении личного опыта, знаний и времени. Это более важный вклад, нежели деньги.
– Все проекты в моем портфеле начаты недавно, и еще нет истории, которой можно было бы поделиться. В лучшем случае из 30 компаний одна-две будут столь же успешными, как Rovio.
Angry Birds – уникальная история. Когда после большого успеха вы делаете новые вещи и они не столь удачны, вы делаете все больше и больше попыток, чтобы добиться успеха. Так устроены мир и Кремниевая долина. На каждый HP, Facebook или Apple есть много не-HP, не-Facebook, не-Apple. Это нормально.
Для меня Angry Birds – успешные бренд-сообщество и бизнес. И все эти годы я строю много брендов-сообществ, которые становятся успешными. Мое лучшее мероприятие – конференции Slush, которые объединяют предпринимательское сообщество. 25 000 людей приезжают в Хельсинки каждый год более чем из 160 стран.
– Одна из моих любимых историй про Rovio: в первое время я управлял страницами компании в Facebook и Twitter, потому что больше некому было этим заниматься. И однажды я получил твит из NASA, что если мы найдем свиней в космосе, то NASA поможет запускать в них птиц. Я ответил NASA в Twitter: «Нам нужно поговорить». Потом я возле кофемашины встретил Петри Ярвилехто, который руководил игровой студией в Rovio, рассказал ему о разговоре с NASA о космосе и свиньях и спросил, не стоит ли нам сделать «Angry Birds в космосе»? Он ответил: «Всем интересен космос. Давай сделаем». Мы начали работать над «Angry Birds в космосе». Мы решили, что было бы здорово запустить игру на космической станции. Петри пообщался с одним из космонавтов, и тот сыграл в демоверсию игры, оказавшись на Международной космической станции. Возможно, это не нормально – запускать игру в космосе или договариваться с NASA. Но это привело ко многим интересным совместным проектам. Например, в прошлом году мы в Fun Academy создали программу тренировки будущих космонавтов для детей.
Каждый день появляется 700 новых игр на App Store. И вам нужно подумать, как выделиться среди сотен тысяч игр, которые уже находятся там. А большинство компаний, особенно крупных, стараются быть похожими на других, не выделяться. По-человечески понятно стремление быть нормальными, как все. Но нужно выделяться, чтобы достичь успеха.
– Многие банкиры и промышленники говорят: «Вам легко – вы делаете веселые игры, а у нас обычный скучный бизнес». И я всегда отвечаю: «Вы скучны только потому, что сами так считаете». Вы можете сделать банк или нефтяную компанию интересной. Если вы правильно проводите маркетинг, люди начинают жить вашим брендом, вашей историей. И хотят быть их частью.
Конечно, это легко сказать, но трудно сделать. Но это возможно. Когда-то давно я в HP продавал системы управления сетями. Люди спрашивали меня, чем я занимаюсь. И я говорил: «Моя работа – сделать так, чтобы люди в Европе могли звонить друг другу и переписываться». Я не говорил, что на самом деле это довольно скучное занятие. Тогда людям становилось интересно, они начинали меня расспрашивать. Я мог бы назвать себя директором по маркетингу, и это было бы скучно. Но моя должность в Rovio называлась «могучий орел». И все спрашивали сразу, что это значит. И ты начинаешь рассказывать историю, завлекаешь.
– Нет-нет, это было заранее спланировано. Rovio сделали 51 игру до Angry Birds. С самого начала стратегия была такая: «Давайте делать игры для iPhone, пока мы не сделаем хит, а потом распространим его везде». На все платформы, анимацию, фильмы, напитки и т. д. Rovio – это бизнес по созданию брендированного опыта Angry Birds во всех формах и видах для наших фанатов. А их сотни миллионов. Мы сделали этот бренд настолько большим, насколько возможно. И это отличает Rovio от другой компании – разработчика игр. Если Supercell делают игры, то Rovio делают бренд. Экосистема – это как будто быть с брендом все время и везде. Просмотр фильма побуждает поиграть в игру, игра побуждает купить футболку и т. д.
Семейство Angry Birds
Игра Angry Birds (рассерженные, сердитые птицы – по-английски) была выпущена в декабре 2009 г. Ее разработали три студента Хельсинкского технологического университета Никлас Хед, Ярно Вякевяйнен и Ким Дикерт. Принцип игры: зеленые свиньи крадут яйца у птиц с целью приготовления яичницы для завтрака короля. Птицы хотят отомстить и вернуть яйца обратно. Свиньи скрываются в строениях, состоящих из блоков различных материалов – дерева, льда, камня, снега, облаков, песка. Игрок запускает птиц в свиней из рогатки и должен сбить всех свиней, чтобы перейти на следующий уровень. И эта простая игра стала чрезвычайно популярной. В середине 2010 г. она попала на первое место в App Store в США и оставалась там девять месяцев. За 10 лет выпущен целый игровой сериал из двух десятков игр с птицами, в том числе по мотивам звездных войн. Питер Вестербака был продюсером игр Angry Birds Space и Angry Birds Rio. В 2016 г. появился полнометражный мультфильм «Angry Birds в кино», а в 2019 г. – продолжение «Angry Birds в кино – 2». Марка Angry Birds давно уже используется не только в играх. В Финляндии был открыт парк развлечений Angry Birds Land, выпущена серия почтовых марок с злобными птичками, с логотипом Angry Birds выпускаются футболки, толстовки и газировка. За 10 лет игры скачали 4,5 млрд раз, было выпущено 1,8 млрд единиц потребительских товаров, а мультфильмы про птиц набрали 10 млрд просмотров на цифровых каналах.
– Да, сейчас доходы от продажи лицензий очень низки, но на подъеме было около 40%. Поддерживать экосистему нелегко.
«Наша идея намного старше замысла Илона Маска»
– Мы уже 3,5 года занимаемся согласованиями. Очень сложно сказать, когда все это закончится. Само строительство – строительство тоннеля, возведение станций, прокладка железнодорожных путей – займет два года, так что у нас есть запас времени на подготовительные процессы. Согласования с правительствами, конечно, замедляют процесс. Для обоих правительств мы подготовили 1500 страниц ответов на вопросы. На то, чтобы обеспечить правительства информацией, ушло время, но это сослужило хорошую службу.
В Финляндии мы проводим оценку влияния тоннеля на окружающую среду (environmental impact assessment), в Эстонии ждем разрешения правительства, чтобы мы начали официально работать на эстонской стороне.
В проекте задействованы многие компании, в том числе China Communication Costruction, China Railway Engineering, компания, которая отвечает за проектирование станций в Эстонии. У нас уже есть рамочное соглашение, чтобы реализовать тоннель.
У China Communication Construction 300 000 сотрудников, компания построила более 20 000 км железнодорожных тоннелей в Китае. И для нее 103 км железнодорожного тоннеля не так уж много. Хотя это будет самый длинный железнодорожный тоннель, проложенный под морем.
По нашим оценкам, тоннель окупится за 17 лет, а возврат на инвестиции составит около 10% годовых. Это достаточно хороший инфраструктурный бизнес. У нас есть китайские инвесторы, но контроль останется за Финляндией.
– Нет. Это частный проект, под который планируется взять кредиты. Мы с моим партнером Кустаа Валтоненом основали компанию FinEst Bay Area Development, у которой будет контрольный пакет акций. Никакого инвестирования от правительства Эстонии или Финляндии, никакого инвестирования от ЕС.
– Это не работа правительства – делать выводы о прибыльности бизнеса. Это частный бизнес. А мы верим, что можем сделать его очень прибыльным. Это такой же коммерческий проект, как строительство газопровода из Финляндии в Эстонию. Единственное, что нам нужно от правительств обеих сторон, – разрешения на постройку. Мы уверены, что получим все разрешения и достроим тоннель в нужное время. 24 декабря 2024 г. должен отправиться первый поезд.
– Да, у нас есть прямой контакт с семью министрами обоих правительств.
– Наша идея намного старше замысла Илона Маска. Оригинальный план разработали студенты университета в Хельсинки в 1971 г. Они тогда предложили построить мост. И было много дискуссий по поводу сообщения между Хельсинки и Таллином.
Но решение о начале проекта было принято достаточно спонтанно. Я был на Latitude59 – крупном мероприятии для стартапов – в мае 2016 г. Мы ужинали с финскими и эстонскими друзьями, обсуждали совместные проекты стартапов в Хельсинки и Таллине. Также вспомнили, что в год между Хельсинки и Таллином совершается более 10 млн поездок. И тогда заговорили, что неплохо бы построить тоннель.
А потом был ужин, где присутствовали министры Эстонии, и я объявил, что я и мои друзья решили строить тоннель. Они засмеялись и не восприняли меня серьезно. Но мы начали работать.
– Люди захотят говорить с вами, если вы делаете правильные вещи с хорошими целями. Не важно, что вы не так богаты. Нужно быть настойчивым. Возможно, установить контакты с инвесторами помогло то, что я не американец, не русский и не китаец, что я из Финляндии, очень маленькой страны, которая ни для кого не представляет никакой угрозы.
У меня не было никакого инфраструктурного бэкграунда, но строительство – очень консервативная индустрия. Строительным компаниям было интересно получить новое видение, новый подход. Это как дыхание свежего ветерка. Мы принесли одержимость, которая есть у основателей стартапов, уверенность, что возможно сделать всё. А индустрии очень нужны изменения. Инфраструктурный, конструкторский бизнес понимает, что нужно меняться.
– Я был много раз в Кремниевой долине, когда работал в HP. Но то, что мы делаем, намного лучше и больше. В Хельсинки и Таллине наибольшая концентрация стартапов в Европе. В Финляндии помимо Rovio еще есть Supercell, который стал первым европейским стартапом, оцененным в $10 млрд. А в прошлом году компания Small Giant Games провела экзит на $850 млн. У нас очень долгая история успешных компаний – разработчиков игр и технологических компаний. Например, открытую систему управления базами данных MySQL придумал финский программист Микаэль (Монти) Видениус. Sun Microsystems купила MySQL за $1 млрд. В Эстонии на 1,3 млн жителей четыре компании с капитализацией более $1 млрд. А в Китае 200 «единорогов» на 1,4 млрд жителей. То есть в Китае один «единорог» приходится на 7 млн людей, а в Эстонии – на 300 000. Мы планируем создать финско-эстонскую инновационную долину в Хельсинки и Таллине (Finest bay area). Тогда в обеих странах будет больше историй успеха, подобных Rovio, Supercell или Skype. Параллельно мы привлекаем студентов университетов, чтобы они приехали и учились здесь. Планируем привлечь 150 000 новых студентов в Финляндии, 40 000 – в Эстонии.
– Прямо сейчас мы сосредоточены на проекте тоннеля. Одновременно мы изучаем, как сделать быстрое соединение с Санкт-Петербургом. Наш инжиниринговый партнер провел предварительный дизайн, сделал концепты того, как это может быть сделано. Нам нужно спроектировать скоростной поезд. По нашим оценкам, можно сократить время путешествия из Хельсинки в Санкт-Петербург с нынешних 3,5 ч до 1 ч 20 мин.
– У нас были неофициальные обсуждения, сейчас мы пытаемся добиться официальных встреч.
«Мы устроили предпринимательскую революцию»
– В 2007 г. я пошел в Aalto University, чтобы рассказать о предпринимательстве студентам. И спросил, сколько из них хотят создать стартап после выпуска. Только трое студентов из 600 подняли руку. Все хотели работать в Nokia, в крупной корпорации или в правительстве. Нужно было изменить это. Вот почему вместе с несколькими друзьями мы запустили Slush в 2008 г. На первое мероприятие в ноябре пришло всего около 300 человек. Я пригласил основателей F-Secure, Supercell, MySQL, они делились опытом и рассказывали, как запускать стартапы. Через пять лет после первой Slush я вернулся в тот же университет, рассказывал то же самое о предпринимательстве и задал студентам тот же вопрос. Более половины студентов подняли руки. Мы устроили такую предпринимательскую революцию.
В Финляндии Slush – это только верхушка айсберга. Мы построили студенческие акселераторы, инкубаторы, венчурные компании. Каждый университет в Финляндии обладает таким предпринимательским сообществом. Они поддерживают студентов, стартапы, приглашают предпринимателей, чтобы те делились опытом.
Мы проводим Slush в Китае, в Японии. В прошлом году на Slush в Шанхае пришло 15 000 человек. У Slush годовая выручка 10 млн евро. В Slush в Хельсинки работает всего 30 человек, но помогают волонтеры. В прошлом году у Slush было 2600 волонтеров более чем из 60 стран.
– Его все в Финляндии знают. В этом году у Startup Village 10-летний юбилей. Это очень важная работа, очень здорово видеть такую предпринимательскую активность и сообщество в России. Конечно, «Сколково» отличается от того, как мы работаем в Финляндии.
– В России правительство говорит, что нужно сделать предпринимателям, а в Финляндии нет. Юрки Катайнен, бывший премьер-министр Финляндии, на Всемирном экономическом форуме в Китае общался на круглом столе с Гордоном Брауном, бывшим премьер-министром Великобритании, премьер-министрами и другими крупными государственными деятелями. Они задали Юрки вопрос: «Как вам в Финляндии удается запускать успешные стартапы?» Юрки ответил: «Я не знаю». Он имел в виду, что молодежь сама решает, как лучше сделать. А если бы я спросил сейчас российского премьер-министра или другого высокопоставленного чиновника, как он запускает столь успешные стартапы в России, уверен, он бы не ответил, что не знает. А стал бы рассказывать, каким образом он добился такого успеха.