Сатья Наделла: «Временами мы в Microsoft действовали как люди, имеющие на все готовый ответ»

Сатья Наделла мечтает о сверхчеловеке, обладающем также и компьютерным разумом. В его создании он видит одну из миссий Microsoft, в которой работает больше 20 лет
Сатья Наделла, гендиректор Microsoft
Сатья Наделла, гендиректор Microsoft / Jason Redmond / AFP

Генеральному директору Microsoft Сатье Наделле пришлось в марте прошлого года столкнуться с необычным пиар-провалом. Источником проблем стала Тэй – бот, имитирующий девушку-подростка, созданный, чтобы общаться в Twitter. Через считанные часы после появления в этой социальной сети Тэй, которая была задумана как самообучающаяся в процессе общения с собеседниками система, стала повторять вслед за ними расистские, женоненавистнические и нескромные высказывания.

Microsoft Corporation

IT-компания
Акционеры (данные компании на 30 сентября 2016 г.): 2,99% акций принадлежит менеджменту (в том числе основателю компании Биллу Гейтсу – 2,46%), остальные акции в свободном обращении; крупнейшие институциональные инвесторы – The Vanguard Group (6,07%), BlackRock (5,6%).
Капитализация - $499,6 млрд.
Финансовые показатели (первое полугодие финансового года, завершившееся 31 декабря 2016 г.):
выручка – $44,5 млрд,
чистая прибыль – $9,9 млрд.

Основана в 1975 г. в США, с 1992 г. работает в России. Занимается разработкой программного обеспечения (операционных систем, серверных и бизнес-приложений, интерактивных программ, игр и др.).

Microsoft быстренько отключил от сети неудобного бота, заявив, что «приносит искренние извинения за неумышленно оскорбительные и обидные твиты Тэй».

Где-то через неделю Тэй неожиданно вновь вышла в эфир и принялась рассылать в Twitter потоки случайных сообщений. В одном из них, например, сваливала вину за свое поведение на злоупотребление алкоголем. Словом, эксперимент обернулся катастрофой, которая произошла у всех на виду.

Однако, когда дело дошло до разбора полетов, Наделла не стал искать козла отпущения. Он отправил письмо работникам Microsoft, участвовавшим в проекте Тэй, – исследователям в области искусственного интеллекта, программистам и даже комикам-импровизаторам – уже на следующее утро после того, как Тэй нейтрализовали первый раз. «Первой нашей реакцией было удостовериться, что команда не раскаивается в том, что осмелилась рискнуть», – объясняет Наделла. В конце года та же команда запустила другой чат-бот –Зо, также имитирующий девушку. Пообщаться с ней можно было в мессенджере Kik, а затем и в Facebook Messenger.

«Вам надо дать четко понять, что, если делаете ошибки, на них нужно учиться», – говорит Наделла. В этом высказывании отражен стиль управления 49-летнего генерального директора: честно, решительно и с готовностью прощать.

Когда Наделла в 2014 г. занял пост генерального, аналитики решили, что его кандидатура была самым надежным вариантом: классический инженер и преданный компании человек, пришедший в Microsoft еще в далеком 1992 году.

Золото для бота

18 каратов золота, а не позолота, как у олимпийских «золотых» медалей». Так подписана фотография медали, которую вручат победителю премии Лёбнера. Заработает ее искусственный интеллект, которого будет не отличить от человека. После этого премия закроется. Претенденты проходят тест, предложенный в 1950 г. английским математиком Аланом Тьюрингом. Человек обменивается в компьютерной сети сообщениями с другим человеком и машиной, не зная, кто есть кто из его собеседников. Если не удастся определить, компьютеры пора признавать разумными. Американский изобретатель Хью Лёбнер в 1990 г. основал конкурс имени себя, на котором боты проходят стандартный тест Тьюринга – обмен текстовыми сообщениями. Конкурс проводится ежегодно, по пока на нем вручалась только бронзовая медаль разработчикам бота, который смог дурачить судей дольше всех. В прошлом году ее получил бот Mitsuku. Эта «18-летняя девушка» уже получала «бронзу» в 2013 г. Жюри она покорила в том числе тем, что на вопрос, Кирк или Пикар ее любимый персонаж в фильме Star Trek, ответила, что больше всего ей нравится женский голос бортового компьютера. «Серебро» и «золото» Лёбнера еще никому не достались. Серебряную медаль и $25 000 получат авторы бота, которого судьи так и не смогут отличить по переписке от реального человека. А чтобы добыть «золото» и $100 000, нужно, чтобы программа искусственного интеллекта обманула человека и текстом, и звуком, и изображением. Правда, ее разработчики рискуют не получить приз – такой бот вполне может и не поделиться с ними.

Наделла родился 9 февраля 1967 г. в индийском городе Хайдарабад. Он сын государственного служащего и преподавательницы санскрита. У него репутация очень трудолюбивого человека. В начале карьеры по выходным он мотался в Чикаго, чтобы пройти курс МВА в Бизнес-школе Бута при Чикагском университете (штат Иллинойс). Чтобы добраться туда из штаб-квартиры Microsoft, которая расположена в Редмонде (штат Вашингтон), надо было несколько часов лететь на самолете.

Были сомнения, достанет ли у Наделлы сил выправить положение дел в компании Microsoft, которая не один десяток лет генерирует провалы – взять хотя бы портативный медиаплейер Zune или операционную систему Windows Mobile. Однако за три года, что Наделла у руля, капитализация Microsoft увеличилась почти на $200 млрд, перевалив за $492 млрд.

Теперь Наделла основное внимание уделяет развитию компании, которое будет связано, как он уверен, с искусственным интеллектом – расцветом эпохи умных машин, которые помогут человеку расширить возможности. «Дело идет к тому, что люди станут работать бок о бок с машинами. А значит, вам нужно научиться понимать машины и то, как они действуют, – объясняет он за кулисами конференции в Мюнхене. – Нет ни одного слоя общества, где не будет востребован компьютерный интеллект». Он посмеивается, когда речь заходит о докладе McKinsey 2015 г., в котором исследователи утверждают, что дела, занимающие до 20% рабочего времени генерального директора, вполне можно автоматизировать, поручив их искусственному интеллекту: «Да уж, мне этого страсть как не хватает».

Он отвечает за будущее Microsoft и ее работников, так что компания пытается получить максимальную отдачу от распространения искусственного интеллекта. В сентябре прошлого года он создал подразделение искусственного интеллекта, в которое вошло более 5000 ученых и инженеров. Их задача – создать операционную систему будущего. Но Наделла думает не только о Microsoft, но и о будущем мира.

«То, что меня больше всего стимулирует, куда масштабнее того, что мы здесь делаем. Речь о том, чтобы возможности искусственного интеллекта, которыми мы располагаем, сделать доступными каждому, чтобы любой человек мог ими воспользоваться, – мечтает он. – Возьмем штат, где я родился (Андхра-Прадеш, Индия. – «Ведомости»), и штат, где я живу сейчас (Вашингтон, США. – «Ведомости»). И там и там используются одинаковые алгоритмы машинного обучения, чтобы прогнозировать уровень отсева в средней школе. По мне, так это и есть демократизация искусственного интеллекта».

Почему Наделла любит крикет

Любимый спорт Наделлы – крикет. В детстве он мечтал стать профессиональным игроком. В интервью индийской газете Deccan Chronicle он признавал, что этот спорт многое дал ему для карьеры – научил играть в команде и руководить людьми. А еще конкурировать на равных. Он со смехом вспоминал в разговоре с Bloomberg, как во времена, когда индийские игроки еще не стали серьезной силой на международных совернованиях и не получили Кубок мира, его команда впервые играла с иностранцами – австралийцами. Наделла и остальная команда скорее смотрели, как играют гости, нежели играли сами. В конце концов менеджер команды отвел его в сторону и преподал один из уроков: «Когда ты на поле – соревнуйся. Можешь уважать соперника, но не благоговей перед ним».

В кампусе Microsoft в Редмонде в недавно открытой школе искусственного интеллекта сотрудников учат, как применять эту технологию в пользовательских продуктах вроде разработанной компанией виртуальной помощницы Кортаны.

И сегодняшние, и бывшие работники в один голос твердят, что новая Microsoft совершенно не похожа на компанию при Стиве Балмере (гендиректор в 2000–2014 гг.). Можно сказать, что настали другие времена. Наделла делает упор на любознательность, тогда как Балмер стоял на страже интересов бизнеса, выпускающего решения для персональных компьютеров.

Наделла – ненасытный читатель, чьи интересы простираются от теории игр до немецкой философии, от макроэкономики до английской классической поэзии. Он обожает цитировать куски из книги стэнфордского психолога Кэрол Дуэк Mindset: The New Psychology of Success (на русском вышла как «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» – Манн, Иванов и Фербер, 2013, Москва. – Ведомости). Многие сотрудники Microsoft тоже купили себе по экземпляру.

По мнению Дуэк, подавляющее большинство людей можно отнести к одному из двух типов: либо желающие всему научиться – этакие вечные студенты, либо имеющие на все готовый ответ, действующие в соответствии с имеющимися знаниями. «Даже если у первых в начале пути меньше врожденных способностей, они будут выдавать результаты лучше, чем вторые, – объясняет Наделла. – Глядя на наши успехи, надо признать, что временами мы в Microsoft действовали как люди, имеющие на все готовый ответ. Одной из вещей, ставшей для меня реальным открытием, было то, насколько важна культура учебы, благодаря которой возникают настоящие инновации».

«Установка, что вы ходите на занятия до 21 года, потом начинаете работать по профессии и занимаетесь одним и тем же делом до 80 лет, больше не верна из-за скорости технологических изменений, происходящих за этот отрезок времени», – говорит Наделла. Обучение в течение всей жизни будет идти благодаря искусственному интеллекту и сервисам вроде LinkedIn, продолжает он. Эту сеть Microsoft купила в июне прошлого года за $26,2 млрд, что стало крупнейшей в истории компании сделкой.

Сатья Наделла, гендиректор Microsoft

«Новостная лента [LinkedIn] будет показывать вам обучающие модули, так что сможете искать работу будущего и ваши экономические возможности увеличатся до максимума», – рисует перспективу Наделла.

Как показывает казус Тэй, миру еще довольно долго предстоит ждать момента, когда искусственный интеллект породит ботов, которые незаметно для остальных людей смогут заменить живого человека на его рабочем месте. Но Наделла рассчитывает на другое: сделать комбинированного сверхчеловека, состоящего из двух частей – живого существа и компьютерного разума. Он говорит: «Думаю, именно смычка гуманитарных наук и естественнонаучных дисциплин позволит выжить творческому потенциалу и изобретательности людей в эпоху, когда машины станут умными».

Перевел Антон Осипов