Максут Шадаев: летом 2025 года запретят рекламные спам-обзвоны
Эксперты считают, что такие звонки невозможно исключить полностью
Летом 2025 г. будет реализован запрет на рекламные спам-обзвоны. Все звонки, исходящие от организаций, будут промаркированы, а абонент сможет установить запрет на получение рекламных звонков в личном кабинете своего телекомоператора. Об этом сообщил министр цифрового развития Максут Шадаев на Уральском форуме «Кибербезопасность в финансах» 19 февраля 2025 г.
Это одна из 30 мер, вошедших в законопроект по противодействию телефонному и интернет-мошенничеству, который был одобрен правительством и внесен в Госдуму 16 февраля 2025 г.
Представитель Минцифры объяснил «Ведомостям», что эта мера регламентирует норму о маркировке звонков. «Речь идет об уведомлениях о типе организации: банк, полезные услуги и т. д., – говорит собеседник. – Звонков граждан маркировка не коснется, никакие персональные данные передаваться не будут».
Как маркировать звонки
Компании, которые звонят абонентам мобильных операторов как с городских, так и с мобильных номеров, будут обязаны сообщить своему оператору связи информацию о себе, продолжил представитель Минцифры. Он уточнил, что эти данные автоматически будут передаваться от оператора к оператору, а уже на телефоне абонента определится источник звонка. Если юрлицо не предоставит необходимую информацию, вызов будет блокироваться, уточнил собеседник.
В то же время, напомнил представитель министерства, у некоторых операторов уже есть сервисы, которые позволяют определить, кто совершает обзвон. Сейчас маркировка звонков для компаний – платная услуга. Например, «Билайн» в конце 2023 г. запустил сервис «Этикетка», писали «Ведомости», стоимость одного «отображения» звонящего на экране абонента составляла 0,24 руб. В Минцифры считают, что эта функция должна быть доступна для всех абонентов на постоянной основе, так как такое информирование позволит абонентам отличать полезные звонки от нежелательных.
Одной из ключевых новелл нового регулирования станет право абонентов установить через оператора запрет на получение любых звонков массового характера от юридических лиц, объяснил представитель министерства.
Как запрещали спам раньше
В апреле 2024 г. президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому увеличивались штрафы за спам-звонки. Для физлиц – до 20 000 руб., для юрлиц – от 300 000 до 1 млн руб.
Авторы законопроекта объясняли необходимость меры частым несоблюдением закона «О рекламе». В нем уточняется, что реклама может распространяться только с согласия клиента, а согласие на получение любой другой информации справочного характера не может расцениваться как согласие на рекламу.
В 2021 г. операторы «большой четверки» – «Билайн», «Мегафон», МТС, Tele2 (сейчас Т2) – под эгидой ФАС подписали меморандум по защите абонентов от спам-звонков, в рамках которого был реализован комплекс мер, ограничивающий рекламные и спам-обзвоны, объяснил «Ведомостям» представитель МТС. На сайтах операторов появился раздел, в котором абоненты могли оставить заявление о запрете маркетинговых обзвонов либо пожаловаться на конкретные номера. Также были предложены другие каналы взаимодействия с клиентами для жалоб на спам-обзвоны, продолжил собеседник. По итогам обращений операторы прекращали доставку звонков, на которые поступали жалобы.
«Принятые меры позволили свести к минимуму нежелательные рекламные обзвоны в сетях «большой четверки», сформировав эффективную практику борьбы со спамом», – считает представитель МТС.
Важность нового регулирования обусловлена количеством нежелательных звонков – ежемесячно операторы блокируют до 500 млн таких вызовов, сообщил представитель Минцифры. Звонки часто применяют для навязывания сомнительных услуг или с мошенническими целями, а когда норма вступит в силу, количество телефонного спама значительно снизится, считают в ведомстве.
Как наказать за спам-обзвон
Но в законопроекте по противодействию телефонному и интернет-мошенничеству наказание для операторов, пропустивших звонок вопреки запрету от абонента или спам-звонок без маркировки, не предусмотрено. Представитель Минцифры подчеркнул, что порядок реализации меры уточняется и может быть изменен при втором и третьем чтении законопроекта.
В настоящее время распространение рекламных сообщений и материалов без разрешения адресата может повлечь за собой наложение штрафов и на распространителя, и на рекламодателя в соответствии с 14.3 КоАП РФ, объясняет заместитель председателя адвокатской коллегии «Сулим и партнеры» Даниил Черных-Аипов. Это означает, что уже сейчас абонент может обратиться в уполномоченный орган – ФАС – с жалобой на лицо, которое направляет ему сообщения рекламного характера, продолжает юрист. При этом, уточнил он, рекламодателем считается тот, кого рекламируют, а распространителем – тот, кто продвигает эту рекламу, ими могут быть любые лица.

Из законопроекта следует, что оператор привлекается к ответственности в качестве рекламораспространителя, когда абоненту поступает такое сообщение по сети связи без его согласия, уточнил представитель Т2.
Представитель «Билайна» рассказал «Ведомостям», что, по мнению компании, инициатор звонка, т. е. компании, рассылающие спам, должен нести ответственность за содержание звонка и его направленность. Со стороны оператора отследить содержание звонка – значит нарушить тайну связи путем непростых технических решений. Оператор связи не может анализировать содержание телефонных звонков, согласен представитель «Мегафона». «Следовательно, он не может принять и ответственность за предотвращение таких вызовов, – пояснил он. – С учетом этого ответственность должен нести рекламодатель, а оператор связи может зафиксировать и передать отказ абонента рекламодателю, а также зарегистрировать жалобы абонентов на неправомерные рекламные вызовы постфактум».
Что делать с полезной рекламой
Кроме того, представитель «Мегафона» полагает, что в нынешней версии под определение нежелательных вызовов могут попасть и другие звонки, например информирование о курьерской доставке. Основная проблема с привлечением к ответственности за распространение рекламы связана с тем, как интерпретировать галочки в договорах, и с тем, на что именно дают согласие пользователи, считает Черных-Аипов.
Граждане предоставляют свое согласие на получение рекламы различным компаниям – ставят те самые галочки в договорах, часто не глядя, согласен независимый аналитик, автор Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко. Из-за этого, по его словам, возникает коллизия: сложно провести грань между рекламой или, например, «важными изменениями условий обслуживания», «новыми акциями», которые действительно могут быть полезны покупателю.
Еще одна проблема связана с тем, что не до конца понятно, кого привлекать к ответственности, если согласие не было дано или же оно было отозвано, а спам-звонки продолжаются, поскольку чаще всего они совершаются с номеров телефонов, связь с которыми рекламодатель не признает, пояснил Черных-Аипов.
Отследить и определить рекламораспространителя сложно и для законодателя, и для оператора связи, подчеркнул Бойко. Если абонент поставит запрет на рекламные звонки в сервисе оператора или же на «Госуслугах», за этим смог бы следить оператор, рассуждает он. Но остается вопрос, как поступать с условным «белым листом» идентифицированных абонентом компаний – тех, от кого клиент хотел бы получать рекламу, предполагает эксперт. Это потребовало бы создания более сложной IТ-системы, что подразумевает дополнительную ответственность и расходы оператора без явных экономических плюсов для него, заключил Бойко.