Онлайн-продажу товаров с возрастным ограничением через биометрию могут разрешить
Это может быть первым шагом правительства к снятию запрета на онлайн-торговлю алкоголемРуководитель аппарата правительства, вице-премьер Дмитрий Григоренко поручил профильным ведомствам разработать изменения в законодательство для верификации возраста покупателей с помощью биометрии для онлайн-продажи товаров с возрастным ограничением. Соответствующий документ есть в распоряжении «Ведомостей». Это поручение является подготовкой для дальнейшего обсуждения применения технологии единой биометрической системы в категориях, требующих идентификации возраста, в том числе в онлайн-продаже алкоголя, рассказал источник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждения. Он добавил, что новый законопроект по онлайн-продаже алкоголя находится в стадии доработки и может быть внесен уже этой осенью.
Григоренко направил поручение руководителям Минцифры, Минпромторга, Минздрава и АО «Центр биометрических технологий» (ЦБТ). Ведомства должны подготовить изменения в законодательство, чтобы обеспечить возможность установления возраста покупателя с помощью государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных» (ЕБС). Речь идет о контроле возраста при продаже товаров с возрастным ограничением, включая тонизирующие напитки, уточняется в документе.
Представитель аппарата вице-премьера подтвердил «Ведомостям», что Минцифры прорабатывает предложения по внесению изменений в законодательство «с заинтересованными органами исполнительной власти». Собеседник объяснил, что законопроект разрабатывается, чтобы снизить риск продажи товаров с возрастными ограничениями несовершеннолетним. «Благодаря биометрии подтверждение возраста при совершении онлайн-покупок будет проходить быстро и удобно для человека», – заявили в аппарате Григоренко. По итогам согласования позиций всех министерств проект закона будет направлен на площадку аппарата правительства.
В Минцифры работают над поручением, заявил «Ведомостям» представитель ведомства. «Предложения <...> обсуждаются с заинтересованными ведомствами», – добавил он. В Минпромторге получили поручение, говорит его представитель, уточняя, что головной исполнитель по нему – Минцифры.
Использование биометрии при покупке товаров категории 18+ станет надежным способом подтверждения возраста, заявил «Ведомостям» представитель ЦБТ. По его словам, идентификация будет происходить в контуре ЕБС, поэтому онлайн-магазины не получат доступ к данным покупателя, его фотографии или возрасту, как происходит в случае предъявления паспорта.
«Продавцу будет доступен лишь факт того, проходит ли покупатель установленное возрастное ограничение или нет. Все, что передается при проверке возраста, – это набор цифр, из которых нельзя восстановить какую-либо информацию о человеке, поэтому продавец даже при желании не сможет узнать персональные данные покупателя», – добавил представитель ЦБТ. Одновременно с обсуждением законопроекта сейчас прорабатывается архитектура сервиса подтверждения возраста, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к ЦБТ.
«Ведомости» направили запросы в Минздрав и МВД.
Борьба с серым онлайном
Сейчас есть запреты, например, на продажу несовершеннолетним энергетиков, но они все равно продаются в онлайне с плашкой «Вам есть 18 лет?», объясняет «Ведомостям» партнер практики интеллектуальной собственности Comply Максим Али. Но, по его словам, давняя мечта участников рынка электронной коммерции – снять запрет на онлайн-продажи алкоголя.
По мнению Али, очевидная причина этого запрета в том, что проверить возраст в интернете сложнее, чем вживую, поэтому обсуждаемый механизм может быть в том числе первым шагом к снятию или хотя бы ослаблению ограничения.
Очевидно, это потенциал для развития онлайн-продаж алкогольной продукции, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме того, биометрия может коснуться товаров, в продаже которых есть явное возрастное ограничение: товаров для взрослых и табачной продукции, добавляет аналитик.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов поддержал идею контроля возраста через биометрию. По его словам, технология ЕБС позволит настроить работу по доставке алкогольной продукции по аналогии с Китаем, где она «уже доказала свою эффективность». Но там, поясняет Соколов, курьер приходит к покупателю, фотографирует его, если система выдает в обратной связи, что человек совершеннолетний, ему отдают алкоголь.
80 млрд руб.
составили незаконные онлайн-продажи спиртных напитков в России в 2023 г. (рост на 60% относительно 2023 г.), приводит данные АКИТ. По оценкам НИФИ Минфина, из-за нелегальной торговли алкоголем бюджет РФ недополучит 253 млрд руб. выпадающих доходов за 2023–2027 гг.
«Мы однозначно за разработку регуляторного контура реализации любых категорий товаров в интернете, которые разрешены в традиционной рознице. Сейчас ситуация на рынке складывается таким образом, что де-юре доставка алкоголя запрещена, а де-факто она существует и активно развивается, и оперируют на этом рынке только нелегальные продавцы», – заявил Соколов. По расчетам АКИТ, в 2024 г. теневой рынок онлайн-продажи алкоголя составит уже более 100 млрд руб. Это «колоссальный» объем выпадающих доходов бюджета, отмечает президент ассоциации.
Глава совета по электронной коммерции ТПП РФ Алексей Федоров согласен с тем, что биометрия при онлайн-продаже товаров с возрастным ограничением – это шаг к легализации онлайн-продажи алкоголя. «Я в целом за онлайн-продажи алкоголя. Отстаиваю эту тему с 2015 г.» – уточнил он. Но он считает мифом утверждение о том, что в интернете продается много паленого, контрафактного алкоголя. По его словам, к 2024 г. контрафактный алкоголь в интернете, продаваемый в сколько-нибудь значимых размерах, искоренен.
«Множество вполне белых, приличных компаний научились аккуратно обходить закон. Делают клик энд коллект (заказал и забери в торговой точке) для редкого алкоголя или доставляют домой постоянным клиентам. А совсем черным компаниям почти не осталось места на рынке, их довольно жестко подчистили сами поисковые системы», – говорит Федоров.
Российский импортер алкогольных напитков и ритейлер Simple Group (бренд SimpleWine) всегда выступал за легализацию онлайн-торговли алкоголем, говорит основатель и президент компании Максим Каширин. По его словам, верификация возраста покупателя через биометрию, портал «Госуслуги» или путем исключительно безналичной оплаты позволит применять полностью обезличенный механизм контроля. Однако, по мнению Каширина, ключевая проблема заключается не в способах и механизмах контроля, а в отсутствии согласованной позиции ключевых ведомств и правительства.
По данным Росалкогольтабакконтроля, продажи алкоголя в магазинах в 2023 г. выросли на 4,1% до 229,5 млн дал.
Соколов также напоминает, что, по оценке НИФИ Минфина, 53% реализуемой продукции в теневом сегменте – фальсификат. «Эти люди не несут никакой ответственности за содержимое, которое доставляют, потому что это изначально криминал. К такому продавцу невозможно предъявить претензии. Вытеснить серый рынок, свести его к минимуму можно только введением контролируемой онлайн-торговли, как это уже было с другими товарными категориями», – заключил Соколов.
Если власти разрешат онлайн-продажу алкоголя через биометрию, первое время механизм будет работать в тестовом режиме, прогнозирует Али. Он предполагает, что некоторые пользователи попробуют зарабатывать на посредничестве, предоставляя свой аккаунт, но подобные сценарии будут отрабатываться на практике через блокировку аккаунтов и другими способами.
Как пытались впустить спиртное в сеть
Либерализация торговли спиртным обсуждалась с 2022 г. Первоначально планировалось провести эксперимент с онлайн-продажей российских вин через «Почту России» с осени 2023 г. Правкомиссия одобрила его проведение с 1 ноября 2023 г. по 31 июля 2026 г. Предполагается, что доставка возможна не ранее чем через 24 часа после оформления заказа. Купить вино смогут только совершеннолетние клиенты, предъявив удостоверение личности. Разработкой законопроекта занимался Минфин, весной 2023 г. он был внесен в Госдуму, но в середине июня того же года стало известно, что обсуждение законопроекта в парламенте приостановлено.
Тогда же в Госдуму был внесен законопроект сенатора Андрея Клишаса о легализации онлайн-торговли. Разрешение будет действовать только в том случае, если продавец включен в реестр лиц, владеющих сайтами по дистанционной розничной продаже алкоголя. Вести такой реестр будет Росалкогольтабакконтроль. Пользователь должен будет подтвердить свой возраст через учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации, а также в момент получения алкоголя – с помощью паспорта или QR-кода о проведенной идентификации. В Минпромторге поддерживали идею законопроекта.
В октябре 2023 г. Минфин также поддержал продажу алкоголя онлайн, но итоговой договоренности в правительстве на тот момент не было.
Партнер агентства винного консалтинга DoubleMagnum Андрей Григорьев относится к идее разрешить онлайн-продажу алкоголя с верификацией через биометрию позитивно. Но он сомневается, что она в принципе будет разрешена. «Все предыдущие попытки были заблокированы. Этому противится мощное лобби», – поясняет Григорьев. По его словам, против такой идеи выступает сетевой ритейл, который может потерять большую долю выручки. Кроме того, легальная онлайн-продажа может быть невыгодна теневому рынку доставки алкоголя, хотя большая часть этого бизнеса может просто легализоваться после принятия законопроекта, добавляет он.
«Ведомости» направили запросы в крупные компании по онлайн-доставке продуктов. Представитель «Самоката» отказался от комментариев.