VK встраивает умный дом в умную колонку

Пока в этом сегменте гаджетов большую часть рынка удерживает «Яндекс»
marusia.vk.com

VK планирует выпустить версию своей умной колонки «VK Капсула» в верхней ценовой категории. По словам собеседника «Ведомостей» в компании-ритейлере умных устройств, VK собирается выпустить новую колонку «VK Капсула Про» в ценовом диапазоне от 15 000 до 20 000 руб. Запуск намечен на июнь 2024 г., говорит он. В колонку, по его словам, будут встроены датчики умного дома.

Представитель компании не подтвердил и не опроверг информацию о выпуске новых устройств. Но источник, близкий к VK, подтвердил планы по выпуску гаджета. В устройстве, по его словам, появятся функции по управлению умным домом: встроенные датчики температуры, влажности и освещенности, датчик присутствия, который реагирует на появление человека. Раньше нужно было покупать датчики для умного дома отдельно и подключать к устройству, сейчас базовые датчики будут интегрированы в само устройство, говорит он.

В линейке «VK Капсул» сейчас три устройства со встроенным голосовым помощником Марусей в разных ценовых категориях. За 2023 г. VK продала на 40% больше гаджетов, чем годом ранее, говорится в отчетности компании. Абсолютных цифр компания не называет.

По оценкам «Платформы ОФД», средний чек покупки умных колонок в 2023 г. составил 7400 руб., а число покупок выросло в 1,6 раза. Лидером сегмента в прошлом году оставался «Яндекс» – 70–80% всех приобретенных колонок, доля от VK составила менее 10%, около 7% пришлось на колонки «Сбера», уточнил руководитель аналитического ресурса «Чек индекс» «Платформы ОФД» Леонид Симаков. По оценкам notAnotherOne, доля VK на российском рынке умных колонок не превышает 7%.

В указанном ценовом сегменте «Яндекс» предлагает «Станцию Миди», цена которой составляет 14 990 руб., уточнил представитель компании. Это компактная умная колонка с мощным звуком, нейронным процессором и модулем Zigbee для управления умным домом голосом без интернета, отметил он. «Ведомости» направили запрос в «Сбер».

Но стоимость аналогичных устройств от других производителей может быть и значительно выше, обращает внимание представитель notAnotherOne. Например, колонки от Apple и «Яндекса» с аналогичными характеристиками превышают 30 000 руб. Кроме того, на рынке представлены колонки Harman от 70 000 руб., Bose от 50 000 руб., Sonos от 70 000 руб. и Bowers & Wilkins от 100 000 руб., указал он. Учитывая приведенные ценовые характеристики, новая умная колонка VK позиционируется скорее как продукт среднего ценового сегмента, полагает он.

По словам независимого аналитика, автора Vilianov.com Сергея Вильянова, внедрение в колонку большого количества датчиков увеличивает себестоимость устройства, но для получения действительно полезных данных все равно потребуются внешние датчики. При этом предложение VK не уникально, отмечает эксперт: все колонки «Яндекса» от 4000 руб. умеют управлять умным домом через WiFi, а модели от 15 000 руб. поддерживают протокол Zigbee (позволяет сохранить управление во время низкой скорости интернета).

По мнению генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, конкуренция сейчас смещается в сегмент более бюджетных моделей умных колонок, но при этом растет спрос на устройства, задействованные в управлении умного дома. Все игроки находятся в более или менее одном и том же ценовом сегменте, говорит Бурмистров. Основная борьба в большей степени связана с вопросами маркетинга и использования ранних линеек устройств. Кроме того, отмечает он, в случае с устройствами «Яндекса» большую роль играет экосистемность, где одним из драйверов продаж является подписка «Яндекс плюс».

Вильянов оценивает перспективы гаджета от VK как «туманные». По его словам, Маруся «остается скучной и неторопливой копией Алисы», а количество умных устройств и датчиков, поддерживающих платформу VK, радикально ниже, чем у «Яндекса». «Учитывая рыночную долю Алисы, производители устройств добровольно стремятся добавить ее поддержку, тогда как VK сама вынуждена убеждать их подключить Марусю», – отмечает Вильянов.

Количество потенциально проданных устройств будет зависеть от маркетинговых усилий VK, считает Вильянов: при хорошем раскладе можно говорить о 5000 устройств, при плохом – до 1000 колонок. «Премиальное устройство в этом сегменте покупается, когда уже есть положительный опыт с бюджетной моделью», – отмечает эксперт.

Экосистемный подход заложен в умных устройствах от «Яндекса» и «Сбера», отметил Симаков. «Сегодня колонки с голосовыми помощниками позиционируются в качестве станций для управления различными гаджетами, что позволяет использовать связанные устройства (лампы, розетки, пылесосы и т. д.) взамен систем «умный дом» либо как их дополнение», – говорит он. Многие пользователи имеют сразу несколько колонок, поскольку уже сформировался позитивный опыт использования таких гаджетов. Цифровизация задач потребителя в быту – одно из перспективных направлений для монетизации и развития как софта, так и электроники, заключил эксперт.